О креативности и методах, позволяющих что-то придумать

“Что они курят?!” — можно услышать в адрес творческих людей. Как правило, ничего. Они умеют использовать фантазию. Чтобы что-то сделать, нужно всего лишь перестать себя останавливать и запоминать результаты полёта фантазии. Это непросто: нам свойственно увлекаться, отвлекаться, забывать и забивать. А создание вселенных не терпит ничего из этого. Это процесс последовательный, итеративный, каждый шаг влечет за собой еще десять.

В детстве нам хватало нескольких слов, чтобы придумать мир. Но мы становимся взрослее, наш мир становится полным констант и достоверно описать новый мир парой штрихов не выйдет, нужно больше деталей. Итак, вам надо придумать нечто, а как это сделать — неясно. Ок, вы решили себя не останавливать и всё запоминать, но пока ничего не выходит. Есть методы, которые помогут.

Используем референсы.

Нужен персонаж для мультика? Ок, изучите 100 персонажей мультиков. Надо нарисовать звездолет, уничтожающий планеты? Ок, начните со “Звезды смерти”, а дальше придется поискать. Можно искать везде: подача необязательно должна быть той же, какой вам надо выдать результат. Скажем, вам нужна 3D модель, но вы можете использовать в качестве источника текст. Нужно сделать текст? Смотрите картинки!

Работа с подбором референсов требует опыта и практики. Это надёжный способ, его использует большинство креативных профессионалов. Нам не нужны глупости вроде “наверное, все подумают, что я украл идею у того-то”. Подбор референсов, анализ и синтез в результате дают нечто новое, исключительно ваше. Хотя иногда оно может нести в себе узнаваемые черты, но ничего страшного в этом нет. Многое в мире похоже на что-то, но не становится от этого хуже.

Думаем об людей.

У вас есть знакомые, друзья, даже те, кто не в теме вашей задачи? Спросите у них, подумайте вместе с ними. Вам надо придумать сюжет для фантастического детектива, но нет идей? Составьте список вопросов и задавайте их друзьям напрямик, в духе: так, бро, я тут пишу фантастический детектив… ну такое, планеты, все дела, и мне нужен главный герой, подскажи, а?

Глупость, да? Что вам это даст, кроме смеха в ответ?

Да, от старой бабушки или дяди-автомеханика вы скорее всего нужных ответов не услышите (хотя как знать). Но тут есть один фактор, который я называю “думать об людей” (да простят меня все те, об кого я думал). Ты задаешь вопрос, человек начинает как-то тебе отвечать, появляется диалог, идеи, загорается креатив. Как оно пойдет дальше — не так важно. Важно фиксировать результат!

Это рабочий метод. Не стоит бояться мысли “мои друзья сами все придумают, а я неспособен”, потому что это неверно. Правильно задавать вопросы, говорить о задуманном — основная часть работы. На самом деле ответы скорее всего уже есть у вас в голове. Вам просто надо их достать из глубины. Вот так это и работает.

Генерируем поток.

Только хардкор, только своя память и свои мысли. Жесткий путь, если почему-то не удалось заюзать два более эффективных и продуктивных, которые я описал выше.

Это для тех, кто легко умеет юзать внутреннего игрока и может отправлять его в любые странствия. Ещё нужна способность подавать как историю самую банальную ситуацию. Если вы можете интересно рассказать кому-то о том, как пошли на почту и отправили там письмо, это вот оно — нужный скилл.

Не помешает умение помнить свои сны, читать и слушать истории, даже не очень интересные вам по сеттингу.

И если всё это есть, можно придумывать то, что требуется, и фиксировать это любым удобным способом. Качество результата можно будет поправить позднее, самое главное — фиксация. Иначе можно просто забыть какие-то важные и интересные моменты.

Если интересно, я могу разобрать любой из этих трёх методов более детально. Пожалуйста, пишите свои отзывы в бота.