Кто такой геймдизайнер

Эта заметка про игровой дизайн (геймдизайн). В общих чертах о профессии, потому как дисциплина объемная, про неё пишутся серьезные книги. Геймдизайнером может стать любой. Но чтобы стать эффективным, придется овладеть ключевыми навыками, о них чуть ниже. А сейчас скажу, что конкретно делает геймдизайнер. Геймдизайнер проектирует игровую механику каким-либо способом.

Что такое игровая механика?

Набор принципов, по которым существует и развивается игровой процесс в конкретной игре.

Для игрока и геймдизайнера игровые процессы очень различаются. Игрок потребляет готовый процесс как некий поток восприятия, а геймдизайнер создает принципы игры и выстраивает их так, чтобы этот поток получился.
Возьмем шахматы и попробуем их улучшить, будто мы игрок.

А давайте увеличим доску? Влезет больше фигур, станет интереснее!

Нет. Игра развалится. Попробуйте.

А давайте пусть конь ходит на клетку дальше! Конь будет круче, игра станет интереснее

Нет, игра потеряет баланс и развалится. Попробуйте.

А давайте придумаем фигуру, которая превращается в другую на ход. Круто, интересно, таких шахмат ещё не было!

И не надо. Можете смоделировать и поиграть.

Хороший игровой дизайн лаконичен. В нём нет лишних “фичей” которые так любят придумывать многие, когда думают, что это и есть механика игры.

Нет. Принципы — вот что такое механика. Снова обратимся к шахматам.

  • Игровое поле состоит из чередующихся клеток двух цветов размером 8х8.
  • Поле ориентировано относительно игроков, имеет разметку).
  • На поле два равных набора фигурок — черные и белые, выставленых в строгом порядке двумя рядами на противоположных краях доски.
  • Фигуры несколькими способами перемещаются по клеткам.
  • Фигура удаляется с доски при занятии другой фигурой клетки;

Это я частично описал игровую механику шахмат, для примера. Если разбирать шахматы детально, то придётся залезать в математику. Например, у фигур разная эффективность (самая эффективная фигура ферзь, 9 единиц). Но нам так глубоко не надо, игровой баланс мы трогать не будем. Хватит и принципов, даже это сложная задача. А ведь шахматы уже созданы.
Когда думаешь о готовой игре, кажется, что придумать такую механику легко, а еще пара фишек сделает её лучше, что принесёт вам богатство и признание.

В большинстве случаев — нет. Это большая ошибка начинающих.

Чтобы создать игровую механику, нужен ключевой навык: декомпозиция.

Декомпозиция — это умение вычленять и описывать принципы и правила на атомарном уровне.

Этот навык нужен тем, кто хочет взять “вон ту игру” и повторить её лучше, чем удалось авторам. Но особенно декомпозиция пригодится для разложения на атомы того, во что поиграл ваш внутренний игрок.
Сейчас я в свободное время думаю над механикой игры, которую хочу создать: Механоиды 3. Геймдизайн первых двух частей был разработан довольно давно, и сейчас мне пришлось декомпозировать собственную игру.
После чего я запустил внутреннего игрока в необычный мир Полигона-4. Поиграть в Механоиды 3 в голове? Появляется множество механик, но в основном приходится их отбрасывать в поисках лучших.
Это пример того, как я применяю знания на практике. Процесс не быстрый, поэтому в нашем канале @Mechanoids3 новости пока бывают редко.

Итак, важнейший навык — декомпозиция. Хотя многие считают математику, анализ и статистику первичнее, я не соглашусь.
На мой взгляд, требуемые навыки для эффективного геймдизайнера, от самых важных к менее важным:

  • Декомпозиция
  • Логика, алгоритмы, бритва Оккама
  • Документирование
  • Проектирование
  • Прототипирование
  • Нарратив
  • Математика
  • Статистика
  • Экономика

Если освоить это и добавить опыта, получится востребованный специалист. Но на российском рынке труда есть некоторая деформация. Поэтому то, что у меня в самом низу, можно поставить повыше и не прогадаете. Но от первых 4 пунктов всё равно никуда не деться.