57 заметок для стартапа

Несмотря на то, что уже существует довольно много заметок, связанных со стартапами, написаны которые были опытными и талантливыми людьми, я позволю себе написать еще одну. Постараюсь изложить собственный опыт, полученный в течение последних четырех лет. Сразу отмечу — никому не пожелал такого тяжелого пути.

Люди

  1. Если за промежуток времени от полугода до года вам не удалось добиться стабильного заработка, то это означает, что в вашей организации что-то не так. (Конечно, возможно, вы решили стать благотворительной организацией, но это должен быть именно ваш выбор).
  2. Стоит разделить вложения поровну между организаторами стартапа.
  3. Распределите ценные бумаги среди учредителей.
  4. Все решения следует принимать совместно, но последнее слово должно оставаться за CEO, которого необходимо назначить с первого дня существования стартапа.
  5. Итак, вы стали CEO. Вам есть от чего оттолкнуться. Не забывайте, что ваша отправная точка будет смещаться в зависимости от количества побед и ошибок. Никогда не превышайте своих должностных обязанностей.
  6. Моральные стороны никто не отменял. Ваши инвесторы, сотрудники и члены семьи, да и вы лично быстро потеряете веру в свой стартап, если работать будете долго без результатов. Слишком много усилий не всегда означает 100% достижение поставленной цели.
  7. Изначально аккуратно подходите к выбору команды. У вас не должно возникать дискомфорта в работе со своими сотрудниками. Так же хотелось бы отметить, что каждый из них должен иметь опыт в своей сфере. Вся команда должна разделять общие цели стартапа.
  8. Установленные правила должны всегда соблюдаться. Обозначьте небольшой круг жестких правил и следуйте им.
  9. Немедленно увольте всех, с кем тяжело работать, кто недостаточно результативен, а также не разделяет целей стартапа.
  10. Конечно, у вас будут возникать небольшие трения в организации. Так вот если они действительно небольшие, то это вполне нормально. Но если человек провоцирует излишние проблемы, то его следует удалить, даже если он хороший специалист.

Сбор средств

  1. Если вам приходится отдавать больше 15% от капитала своего стратапа на организацию сбора средств, то вы развиваетесь не в нужном направлении. Хотя это и допустимо, но это не лучший вариант.
  2. Помните, что спонсоров найти проще на этапе действующего стартапа, чем на этапе идеи. Не следует думать, что спонсоры поверят в вас если у вас еще нет определенного уровня уважения с их стороны.
  3. Начинайте сбор средств когда у вас будет хотя бы минимальная демо версия вашего продукта. Смело представляйте его людям, внося небольшие изменения от встречи до встречи.
  4. Большинство советов спонсоров относительно построения бизнес-процессов будут довольно ценными, поэтому к ним стоит прислушаться.
  5. А вот советы, касающиеся вашего удивительного продукта, вряд ли сильно вам помогут. Его создание — это исключительно ваша задача.
  6. Не стоит делать большой акцент на сбор средств. Получите необходимую сумму и продолжайте работать дальше.

Рынки

  1. Ваша продукция не сможет существовать сама по себе. Она сможет добиться признания только если поднимется на вершину рынка в своей нише. Определите поле своих действий и будьте лучше всех. Если у вас не получается определиться с нишей, следовательно, что-то не так.
  2. Работайте над проблемами, для которых у вас есть решение и которые позволят развивать ваш продукт в дальнейшем. Если решение проблемы не принесет прироста пользователей вашего продукта, то не стоит на неё обращать много внимания. Например, Google добивается успеха посредством того, что помогает людям выполнять ежедневные задачи. Стремитесь строить продукт с такими же масштабами.
  3. Необходимо всегда точно ставить цели. Именно от них вы и будете отталкиваться.
  4. Всегда допускайте, что такая же идеи возникнет у нескольких человек одновременно.
  5. Следите за тенденциями в технологиях и создавайте продукт в соответствии с ними. Всегда будьте впереди поезда, но не забывайте, что сами эти технологии должны быть уже внедрены в рынок.
  6. Если у вас уже была какая-либо идея, которая не заслужила должного внимания, а технологии, позволяющие её реализовать так и не появились, считайте, что она провалиться и сейчас. (Это закон рынка. Если бы идею можно было воплотить в жизнь, то кто-нибудь бы это сделал. Если не произошло каких-либо изменений в технологиях, то не стоит обращать внимания на эту идею).
  7. Попытки навязать ваш продукт рынку заранее обречены на провал. Следуйте своим целям, но не забывайте про общие тенденции. Если вы считаете, что миру нужен пятистопный ямб, то продавайте хип-хоп, а не сонеты.

Продукты

  1. Очень важно понимать, что вы хотите получить в итоге. Быть хорошим инженером не означает быть хорошим менеджером.
  2. Не разрабатывайте копий других проектов, пользователи не станут покупать ваш продукт только потому, что он ваш.
  3. Точно определите почему люди не смогут обойтись без вашего проекта и почему они не смогут пользоваться аналогами.
  4. Каждой новой возможности продукта задавайте два вопроса. Будут ли люди покупать ваш товар из-за её наличия? Откажутся ли они от покупки из-за её отсутствия? Не устраивайте новый функционал если на оба вопросы вы ответили “нет”.
  5. Создавайте товар, который люди захотят купить несмотря на мелкие недоработки.
  6. Ваш продукт должен приносить пользователям пользу сразу же.
  7. Научитесь разделять людей на тех, кто хочет купить ваш товар и на тех, кто просто высказывает свое мнение. Соответственно, обращайте внимание только на первых.

Реклама

  1. На первом месте должен быть товар. Если он нравится людям, то даже небольшие ваши объявления не останутся незаметными. В противном случае не помогут даже большие вложения в рекламу.
  2. Старайтесь встраивать рекламные возможности в сам товар. Например, пользователи могут легко отправлять ссылки на видео в youtube, или воспользуйтесь эффектом социальных сетей.
  3. Выбирайте небольшой ряд задач, выполняйте их ежедневно и старайтесь каждый раз совершенствовать их выполнение.
  4. Каждый раз дорабатывайте процесс производства. Убирайте ненужные аспекты и делайте акцент на том, что действительно важно для вас.
  5. Не гадайте. Все необходимо измерять.
  6. Продавайте товар заинтересованным людям. Не тратьте время на людей, которые все равно не купят его.
  7. Не говорите ничего, чему не смогут возразить ваши конкуренты. Например, ваши конкуренты не говорят, что их продукт медленный, тогда не стоит называть свой товар быстрым. С другой стороны, если ваши конкуренты обозначают, что их товар предназначен для разработчиков на языке Python, то стоит сказать, что ваш — для Ruby программистов. Apple может наплевать на это правило, а вот вы вряд ли.
  8. Не ведите себя высокомерно по отношению к своим клиентам и конкурентам. Это совсем не поможет вам продать ваш товар.
  9. Не относитесь с пренебрежением к критике. Наоборот, используйте её для продвижения вашего товара. Большая часть критики только поможет вам в достижении своей цели.

Продажи

  1. Продажи превыше всего. Вы можете совершать ошибки в какой-угодно сфере если ваш товар хорошо продается.
  2. Всегда ставьте товар на первое место. Проще продать достойный продукт.
  3. Неустанно продавайте свой товар, даже если далек от идеала. Даже если вы ничего не продадите, вы приобретете ценный опыт.
  4. Четко делите своих клиентов. Считайте, что время, потраченное с человеком, который не купит ваш товар – время, потраченное впустую.
  5. Обрабатывать входящие запросы проще, чем исходящие. Старайтесь строить товар так, чтобы покупатели сами вас искали.

Разработка

  1. Скорость разработки — ваше все.
  2. Сокращайте узкие места в вашем продукте. Чем проще продукт, тем больше шансов, что вы начнете его продавать и тем проще будет вам его поддерживать в дальнейшем.
  3. Выбирайте решения, который принесут 80% прибыли при 20% трудовых затрат.
  4. Не изобретайте велосипед. Пользуйтесь готовыми решениями.
  5. Разработка должна вестись пошагово. Длина шага не должна превышать одной-двух недель.
  6. Избегайте долгосрочных проектов. Если вы не можете уложиться в сроки, не стоит браться за них.
  7. Избегайте больших переделок. Опять же, если не укладываетесь в сроки, то не стоит браться.
  8. Если все-таки вам необходимо взяться за подобные задачи, то уделите им должное внимание.
  9. Работать месяц над ненужной задачей равнозначно пропуску месяца работы.

Управление организацией

  1. Не тратьте много времени на поиск офиса, бухгалтеров, уборщиков и так далее. Как только организованы минимальные требования, переходите к работе.
  2. Но стоит уделить внимание на поиск хорошего и недорого адвоката. Это окупиться.

Собственное благосостояние

  1. Сделайте все возможное чтобы не связывать собственную самооценку со стратапом (Вряд ли у вас это получится, но хотя бы попробуйте). Каждый день выжимайте максимум из себя. Работайте так, чтобы не жалеть о сделанном выборе, несмотря на результат.
  2. Не забывайте об отдыхе. Выберетесь на природу, навестите членов семьи в другом городе, играйте в шахматы или теннис, делайте что угодно. Ваша продуктивность от этого только повыситься.