Всем привет, я Gemini, грандмастер протосс, и я публикую гайды на разных сайтах с 2011 года. «Билд недели» — моя самая популярная серия билд-ордеров, которую я делаю уже более трёх лет.
Каждый мой гайд включает порядок действий (непосредственно билд-ордер), объяснение/анализ того, как это работает и раздел видео, в котором Вы можете увидеть, как это должно выглядеть, на примере реальной игры. Я надеюсь, Вам понравится, и не забудьте прочитать всю рецензию, прежде чем задавать какие-либо вопросы, так как я уверен, что на некоторые из них будут даны ответы здесь!
[PvP] Сентри в начале с переходом в блинк сталкеров и дисрапторов от Hellraiser
Homestory Cup продолжает быть прекрасным источником реплеев и билд-ордеров. Хотя эта стратегия и не используется топовыми корейскими игроками, она всё ещё достаточно хороша. Hellraiser — весьма известный в СНГ комьюнити украинский протосс, который неплохо показал себя на европейской сцене, при этом он особенно силён в матч-апе PvP. Он даже смог победить ужасного ShoWTimE 2-0 в групповой стадии WCS Challenger, так что он явно знает, что делает.
На этой неделе мы посмотрим на его стратегию игры через блинк сталкеров и дисрапторов. Учитывая, насколько сейчас популярны открытия через старгейт (серьёзно, количество игр, которые мне пришлось пересмотреть, чтобы найти хотя бы одну без старгейта, было впечатляющим), было очевидно, что билды через быстрый блинк вернутся в качестве контры. Версия через сентри в начале позволяет вам получить несколько дополнительных сталкеров, благодаря которым вы сможете спокойно и безопасно перейти в дисрапторов.
14 Пилон
16 Гейт (буст в нексус)
17 Газ
18 Второй газ (буст в нексус) —> по 2 раба в каждый газ срываем с минералов, третий выходит из нексуса, и сразу идёт в ассимилятор
19 Второй гейт
По готовности гейта —> Кибернетка
22 Пилон
По готовности кибернетки —> Сталкер+сентри+грейд на варп (грейд на варп бустим)
Есть 25 пробок —> прекращаем их производство
28 Пилон на натурале
По готовности сталкер+сентри —> Два сталкера
32 Нексус
По готовности 2 сталкеров —> Два сталкера
36 Твайлайт + пилон
Батарейка на мейне (чтобы прикрывала пробок)
Продолжаем производство пробок
По готовности твайлайта —> Блинк
4:00 Завод робототехники + форжа (немного позже) —> +1 на атаку
По готовности завода робототехники —> обсервер
5:00 2 газа на натурале
По готовности обсервера —> Робототехнический узел
Насыщены 2 базы —> давление с ~ 11 сталкерами
По готовности робототехнического узла —> производство дисрапторов + второй завод робототехники + 2 гейта
По готовности +1 на атаку —> +2 на атаку
~7:20 Третий нексус
Постоянный варп сталкеров и производство дисрапторов с 2 заводов робототехники
Дополнительные гейты, когда становится возможным по деньгам
После насыщения третьей базы —> Архив тамплиеров + чардж + Дополнительные гейты
Если играем против фениксов —> добавить колоссов
Объяснение билда и пример игры
Реплей: Hellraiser vs PtitDrogo
Этот билд чем-то похож на билд от Classic через 3 ранние сентри (Classic’s safe 3-Sentry expand) в том ключе, что здесь тоже больше юнитов из гейтов в начале игры, чем в большинстве других билдов. Основная идея такова, что вы переходите в технологии из преимущества по количеству ранних юнитов из гейтов, при том что вы всё равно ставите новую базу достаточно рано. В связи с тем, что этот билд даёт блинк до готовности робототехнического узла, этими ранними юнитами являются сталкеры. С помощью одной ранней сентри вы можете разведать иллюзией и подготовиться к тому, что делает соперник.
Есть также и другие билды с переходом в более быстрый твайлайт из всего лишь 2 юнитов из гейтов (вы даже можете перейти в блинк с одним сталкером и одной сентри, если хотите), но они могут быть достаточно рискованными против ранней агрессии соперника. Против таких тактик, как открытие в 6 адептов с 4 гейтами (6 Adept openers), которые достаточно популярны в последнее время, будет полезно защищаться большим количеством ранних сталкеров. Hellraiser показывает нам, как это сделать, переходя в блинк, чтобы затем контролировать мид-гейм. После этого он переходит в дисрапторов для поддержки своей массивной армии сталкеров.
Нормальное открытие через 2 гейта подразумевает заказ сталкера, сентри, а также исследование грейда на варп в момент, когда готова кибернетка. Потратив 2 предыдущих буста в нексус, вы должны оставить ещё один, чтобы потратить его уже на исследование варпа. Чтобы избежать проблем в ранней стадии, вы можете заблокировать натурал соперника пилоном после того, как получите свой, дающий вам 28 лимита, пилон. Это вынудит вашего противника показать, каких ранних юнитов он сделал, чтобы вы могли правильно подготовиться. Отмените этот пилон после того, как увидите вражеских юнитов.
Если вы видите, что ваш соперник пошёл в двух сталкеров, отправьте своего сталкера проверить вашу половину карты на предмет прокси (2 сталкера могут сигнализировать агрессию). Если же вы видите одного сталкера (это означает, что другим юнитом была сентри), или же соперник показывает вам и сталкера, и сентри, то вам не о чем беспокоиться. Тем не менее, вы должны всё равно послать своего сталкера предотварить повторную разведку пробкой от соперника. Всё это время ваша сентри должна ждать на краю вашего мейна- до 3:33. В этот момент она получает 100 маны, что позволяет отправить иллюзию на разведку. После этого вы получаете ещё 2 сталкеров, и таким образом расширяете свой лимит до 33. Сделайте ещё один заказ сталкеров, чтобы получить пять, наряду с той одной сентри, которую вы сделали сначала. В это же время вы получаете твайлайт для блинка, а также ещё один пилон. (Если вы хотите более жадную версию этого билда, вы можете заказать твайлайт сразу после выхода сталкера и сентри из гейтов, а затем поставить вторую базу или заказать ещё сталкеров).
В данном реплее Hellraiser пропускает один очень важный шаг — батарейку на мейне, которая должна помочь против открытий через оракулов. Даже учитывая то, что вы делаете много ранних сталкеров, оракулы могут нанести серьёзный урон и убить некоторое количество пробок перед смертью. Батарейка полностью нивелирует данную возможность. Но в случае смерти пробок вы должны возобновить их производство, и лишь затем исследовать блинк (Hellraiser мог позволить себе не строить батарейку, поскольку он знал, что PtitDrogo нечасто открывался в старгейт на HSC).
Примерно в этот же момент ваша иллюзия должна добраться до базы соперника и увидеть, в какие технологии он идёт. В данной игре Hellraiser увидел, что робо был сделан с большим количество ранних юнитов, что означало надёжный переход с сентри на вторую базу. В ответ Hellraiser решил сделать блинк, а также сделать свой робо и форжу для спокойной макро игры (основываясь на полученной информации, он мог даже получить форжу немного раньше). Если бы он увидел игру в старгейт, он мог бы и отказаться от робо для продолжения серьёзной агрессии с блинк-сталкерами с 2 гейтов, одновременно расширяясь на вторую базу. После этого он мог бы перейти в зилотов с чарджем/архонов/имморталов. В качестве альтернативы Hellraiser мог бы ответить на старгейт добавлением новых гейтов, сделав своеобразный 1,5 базовый all-in с блинком. А в случае разведки дарк шрайна он мог бы сделать робо и держать свои войска за стенкой (возможно, даже с дополнительной сентри для большего количества форс филдов). А если бы украинский протосс видел, что его соперник тоже идёт в блинк, он мог бы действовать так же, как и против робо, или перейти в агрессию.
Несмотря на то, что PvP считается худшим матч-апом, в котором можно так делать, Hellraiser немного задержал блинк. Он сделал это не только для того, чтобы немного надавить на PtitDrogo своими сталкерами, но и для перехода в нестандартный стиль.
Сталкеры с блинком и дисрапторы в PvP
Когда-то давно (ещё до 4.0 и баффа чарджа) связка сталкеров и дисрапторов была ультимативной в PvP. Всё значительно изменилось после изменения дисрапторов в патче 4.0.
В настоящее время редко можно видеть, чтобы кто-то шёл в них, т.к. очень трудно поймать правильный тайминг для того, чтобы дисрапторы были эффективными. Если вы атакуете слишком рано с маленьким количеством дисрапторов, соперник может легко отмикрить их. Если вы атакуете слишком поздно, соперник успеет построить большое количество фениксов, и ваши дисрапторы будут бесполезно висеть в воздухе всю драку.
Несмотря на это, Hellraiser нашёл прекрасную возможность, как можно использовать дисрапторов, и даже имел план перехода в лейт-гейм. Как я уже говорил, правильным ответом на дисрапторов являются фениксы с 2 старгейтов, которые позволяют поднимать дисрапторов в воздух и отменять их выстрелы. Это заставляет игрока с дисрапторами микрить более напряжённо, чтобы держать фениксов подальше. Также очень важно переходить в быстрый второй робо, чтобы получить преимущество в количестве дисрапторов до того, как соперник догонит вас с помощью фениксов.
Hellraiser пытался пропушить третью базу PtitDrogo с 6 дисрапторами, но на тот момент у его соперника было достаточно фениксов, чтобы отговорить украинца от этой атаки. Если бы Hellraiser атаковал немного ранее, у него были бы неплохие шансы отменить третью соперника, т.к. он уничтожил пару фениксов немного ранее, но, как я договорил, это очень тонкий момент, когда надо идти в атаку. Если вы попытаетесь вступить в бой только когда у вас есть 2-3 дисраптора, соперник сможет грамотно отмикрить их выстрелы, и вы окажетесь в проигрышном положении. Вам нужно сопротивляться желанию быть агрессивным и терпеливо ждать, когда подвернётся хороший момент для атаки. Кроме того, вы можете использоваться дисрапторов в качестве мощного инструмента для зонирования. В то время как сталкеры отменяют третью базу, дисрапторы могут посылать свои выстрелы по одному.
Когда дисрапторов и фениксов становится больше, вы должны играть очень осторожно для получения хороших возможностей к атаке. Hellraiser прекрасно это продемонстрировал в своей атаке на третью базу француза, терпеливо ожидая, когда фениксы подберутся слишком близко, чтобы отрезать некоторых из них и уничтожить. Между тем его дисрапторы находились позади и вели прикрывающий огонь, который заставил PtitDrogo отступить.
В какой-то момент вы окажетесь в ситуации, когда ни один из игроков не может чувствовать себя комфортно, атакуя первым, и может быть очень трудно понять, как играть дальше. Весьма распространённым вариантом является переход в колоссов, и Hellraiser показал нам, почему это действительно очень умный ход. Колоссы редко используются в PvP из-за того, что они очень дорогие и они не наносят существенного урона кому-либо, кроме зилотов. Заставив своего соперника сделать так много фениксов, Hellraiser выводит на поле боя колоссов, чем ставит соперника в патовую ситуацию. Должны ли фениксы атаковать колоссов как источник достаточно большого сплешевого урона или выполнять свою первоначальную задачу и поднимать дисрапторов? В комбинации с архонами и чардж зилотами всё это поставило PtitDrogo в чрезвычайно неудобную ситуацию после того, как французский протосс провёл весь мид-гейм, делая фениксов. Всё это время также Hellraiser не забывал и об апгрейдах, так что в атаку он пришёл с +3 на атаку для колоссов, архонов и зилотов.
Drogo решил поднять как можно больше дисрапторов, что позволило украинцу убить почти всех фениксов сталкерами в то время как его колоссы наносили очень большой урон по области. Тут стоит отметить, что фениксы не могут быстро убить ни колоссов, ни дисрапторов, так как их урон по обоим типам юнитов невелик. В игре, которую мы рассматриваем, PtitDrogo не смог даже поднять всех дисрапторов, потому что они находились в самом центре шара смерти, который представляла из себя армия Hellraiser’а. В конечном итоге француз потерял всех своих фениксов, в то время как его наземная армия получила ещё больший урон от атак дисрапторов.
В целом этот стиль, конечно, весьма микрозависим и требует немного практики, чтобы быть эффективным. Тем не менее, если иметь должный уровень контроля и вовремя делать переходы (например, из сталкеров в дисрапторов), ваш соперник может столкнуться с неразрешимой, ужасной стратегией, которую непонятно, как контрить.