Быстрее!!! Это слово, словно маяк на горизонте, движет многими начинающими гитаристами. Особенно когда дело касается электрогитары. И неудивительно, ведь послушав записи таких мастеров, как Ингви Мальмстин и Джо Сатриани, практически каждый, кто в состоянии отличить фендер от ибанеза, загорится желанием проделать то же самое — повторить эти невероятные запилы и мозговыносящие пассажи. Вы из их числа? Тогда добро пожаловать в серию уроков, посвященную лишь одной теме: «КАК ИГРАТЬ БЫСТРЕЕ?»
Сразу бы хотелось упомянуть о том, что ДА – скорость не является основополагающим фактором, определяющим мастерство гитариста. И если сравнивать, скажем, тех же Сатриани и Мальмстина, то, естественно, Мальмстин играет быстрее. Но более мелодичен, более виртуозен, более изощрен, я бы даже сказал, конечно, Сатриани. И потому эти уроки не для тех, кто не знает, чем отличается лидийский лад от дорийского, но хотел бы узнать. Эти уроки для тех, кому действительно нужно увеличить скорость своей игры, но он не знает с чего начать.
И в первую очередь надо сказать, что способов игры на электрогитаре существую немалое количество. Некоторые из них направлены специально на увеличение скорости игры. Рассмотрим их по порядку.
Переменный штрих (alternate picking). То, с чего мы начнем. Принцип его понятен из названия. Это штрих, при котором медиатор постоянно меняет свое направление. Вниз – вверх – вниз – вверх. И, несмотря на то, что сам способ освоить довольно просто, добиться в нем мастерства чертовски трудно. Хороший переменный штрих требует хорошей синхронизации обеих рук – а она вырабатывается годами.
Легато (legato). Под этим словом я подразумеваю такую технику игры, при которой медиатор играет небольшую роль, а всю основную работу проделывает левая рука. Здесь, как вы уже поняли, особой синхронизации не требуется и потому может показаться, что играть легато легче, чем переменным штрихом. Не совсем верно, ведь легато требует дополнительного глушения струн. И уже выбирая из необходимости этого глушения и синхронизации, каждый решает для себя, что легче.
Теппинг (tapping). Основополагателем теппинга считается Эдди Ван Хален. Несомненно, эта техника применялась и раньше, но новую веху в ней открыл именно он. Играя теппингом, гитарист ударяет (tap — удар) кончиками пальцев по грифу гитары, извлекая, таким образом, звуки.
Свип (sweep). Иногда бывает необходимо сыграть пассаж, расположенный на грифе по принципу: «одна нота на струне». Чаще всего это арпеджио. Здесь на помощь приходит свип. При игре этим приемом игры медиатор скользит по струнам вверх и вниз, а пальцы левой руки зажимают нужные лады в нужный момент.
Экономичная техника (economy picking). Довольно редко встречающийся способ игры, и разработанный, вероятно, специально для того, чтобы играть как можно быстрее. Принцип экономичной техники заключается в комбинации свипа и переменного штриха. Для более подробного объяснения мне придется применить такие словосочетаний, как внешний и внутренний штрихи, а об этом мы еще не говорили. Поэтому вернемся к экономичной технике в соответствующем уроке.
Итак. Что там стояло первым пунктом? Ах да! Переменный штрих. Как я уже сказал – это техника игры, при которой медиатор постоянно меняет направление своего движения. Хорошим примером того, каких высот можно достигнуть в переменном штрихе является композиция Криса Импеллиттери 17th Century Chicken Pickin’ с альбома Screaming Symphony 1996 года. Обязательно послушайте, если не сделали этого раньше. Чувствуете атаку медиатора – этот плотный, жужжащий звук? Никогда в жизни, никаким другим способом, будь то теппинг, свип, легато или даже экономичная техника, вы не добьётесь подобного звучания.
Тренируя переменный штрих, нужно помнить несколько вещей.
В первую очередь то, что синхронизация рук вырабатывается очень долго. И еще никто не стал мастером, подержав гитару в руках всего месяц. А потому не надо бросать, не успев начать. Вам будет казаться, что прогресса в технике нет, и что у кого-то, кто выдает по двадцать нот в секунду, скорее всего талант к этому. НЕТ! Они тоже тренировались. Стив Вай тренировался, Джон Петруччи тренировался. И они добились успеха, потому что тренировались, а не из-за дара, выраженного в умении махать пластмассовым треугольником из стороны в сторону.
Отсюда вытекает второй пункт. Отложите в сторону свои сомнения и приступайте к упражнениям, которые будут даны в следующем уроке. Ни в коем случае не играйте быстрее, чем можете. Ведь плохо поставленную технику исправить гораздо сложнее, чем с самого начала делать все правильно. Само собой, необходимо играть на разных скоростях, однако они не должны выходить за пределы возможностей.
В-третьих, чередуйте игру на чистом звуке с игрой на дисторшн. Первое необходимо для того, чтобы вы в действительности осознавали, что делают ваши руки. Второе – чтобы научиться глушить ненужные звуки.
И раз уж мы заговорили про глушение, то четвертым пунктом поставим именно его. Это один из важнейших аспектов игры переменным штрихом. Да впрочем, и игры на электрогитаре в целом. Глушить струны нужно как правой, так и левой рукой. Правая ложиться ребром ладони возле бриджа и глушит все, что ниже той струны, которая в данный момент звучит. А левая – внутренней стороной фаланги указательного пальца глушит все, что выше. Со временем глушение станет для вас абсолютно естественным, и вы даже не будете задумываться о том, что на самом деле вы делаете.
В-пятых, все упражнения нужно выполнять под метроном. Ни в коем случае не позволяйте себе расслабиться и отказаться от его использования. Только с помощью метронома вы сможете контролировать свою скорость и развивать ритмичность. Ведь многие гитаристы могут играть довольно быстро, но не способны сыграть даже простую мелодию на фоне ударных. Вряд ли какой-нибудь группе они нужны.
В-шестых – старайтесь играть экономично. Держите пальцы как можно ближе к грифу, контролируйте амплитуду движений медиатора. Все это в конечном итоге сказывается на скорости.
И последний пункт, как бы странно он не звучал – играйте только переменным штрихом. Дело в том, что я знаю – многим (и я был одним из них) довольно сложно поначалу свыкнуться с мыслью, что после удара вниз обязательно следует удар вверх и наоборот. Ведь играя медленные короткие мелодии (а именно их играют новички) бывает гораздо проще сыграть вниз – вниз, чем вниз — вверх, если первая нота расположена, например, на пятом ладу третьей струны, а вторая на седьмом ладу второй. Не поддавайтесь этому желанию и можете быть уверены – оно пройдет очень быстро.
Что ж, на один урок достаточно, постарайтесь переварить все, о чем я здесь говорил. В следующем уроке мы разберем внешний и внутренний штрихи и приступим непосредственно к упражнениям.
Огромное преимущество переменного штриха перед всеми остальными техниками заключается в том, что нам не нужно заранее продумывать последовательность ударов. Все, что вам нужно помнить – это то, что за ударом вниз следует удар вверх, а за ударом вверх – удар вниз. Для их записи в табулатурах приняты следующие обозначения:
Удар вниз – П
Удар вверх – V
Нумерация струн начинается с самой тонкой и заканчивается соответственно самой толстой. Однако если я буду говорить о верхних и нижних струнах, то знайте, что я имею в виду высоту звучания (чем тоньше струна, тем выше она звучит). Следовательно, самой верхней на гитаре является самая тонкая струна, а самой нижней – самая толстая.
Пальцы левой руки нумеруются следующим образом:
Указательный – первый
Средний – второй
Безымянный – третий
Мизинец – четвертый
Все комбинации движений медиатора можно разделить на два типа: внутренний штрих и внешний. Но вот насчет того, что же собственно считать внутренним штрихом, а что внешним сложилось два абсолютно противоположных мнения. Из-за этого даже существует некоторая путаница на просторах интернета.
Согласно первому мнению внутренним штрихом называется такой штрих, при котором медиатор движется внутрь пространства между струнами. А внешним – соответственно наружу. Другие говорят, что внутренний штрих – это тот, при котором медиатор находиться внутри струн, а внешний – за их пределами. Я буду пользоваться вторым определением.
Внутренний штрих:
Внешний штрих:
Все упражнения будут записаны в табулатурах. Читать их очень просто. Шесть линеек – это струны. Цифры на них – номера ладов. Если посмотреть на предыдущий рисунок, то станет ясно, что в первую очередь нам необходимо сыграть ноту, находящуюся на пятом ладу четвертой струны ударом вниз. После этого – ноту на седьмом ладу третьей струны – ударом вверх. Короткие линии под номерами ладов – длительности нот. В данном случае половинные. Но не забивайте этим голову. Скажу только, что в основном мы будем пользоваться шестнадцатыми, обозначение которых вы увидите чуть ниже. К тому же к каждому упражнению прилагается файл в формате Guitar Pro и аудиозапись. А потому, какие бы ритмические рисунки вам не встретились – они не станут проблемой. Две цифры, стоящие слева на табулатуре – размер такта. Нижняя цифра – длительность, верхняя – количество таких длительностей, влезающих в один такт. Данный такт вмещает четыре четверти.
Первым шагом для начинающего гитариста, для того, кто, можно сказать, впервые взял гитару в руки, будет игра на одной струне. Надеюсь, вы уже приготовили метроном. Единственный параметр, который на нем можно выставлять – это количество ударов в минуту (УВМ). В англоязычной литературе – beat per minutes (BPM). На каждый удар метронома делайте по четыре удара медиатором. Т.е если вы выставили на метрономе «60», то в минуту вы сыграете двести сорок нот. Или, если произвести несложные вычисления – четыре ноты в секунду. На будущее, чтобы было проще считать, запомните – каждые пятнадцать ударов в минуту на метрономе фактически прибавляют одну ноту в секунду к вашей игре (75 УВМ – пять нот в секунду, 90 УВМ – шесть нот в секунду, 105 УВМ – 7 нот в секунду и т.д.)
Начинайте играть следующее упражнение со скоростью 50 УВМ. Когда почувствуете уверенность, увеличьте скорость до пятидесяти пяти ударов в минуту. Потом до шестидесяти и т.д.
Это и все остальные упражнения из данного урока повторяйте на всех струнах. Вскоре вы сами почувствуете, что ощущения от игры на разных струнах – абсолютно разные. После того, как вы освоитесь с работой правой руки, можно подключать левую. Следите за скоростью и ни в коем случае не играйте быстрее, чем можете играть так, чтобы все звучало чисто. Постепенно увеличивая скорость, рано или поздно вы дойдете до такого момента, когда в вашей игре появиться грязь – уменьшите скорость метронома на пятнадцать-двадцать ударов в минуту и продолжайте. В следующем упражнении задействован только второй палец левой руки.
Вариант предыдущего упражнения. Ноты на третьем, пятом, седьмом и восьмом ладах берите вторым пальцем. Ноту на двенадцатом – четвертым. Не забывайте глушить струны во избежание грязи.
Следующее упражнение начните играть с третьего пальца. Затем открытая струна, второй палец, открытая струна, первый. Продолжайте играть, меняя пальцы, ни один из них не должен быть задействован больше двух раз подряд.
В следующем упражнении некоторые из нот попадают на слабую долю, и их приходится брать ударом вверх. Знаю по опыту, что для новичка это не так просто. Старайтесь не сбиться с ритма, если это происходит – уменьшите скорость.
И наконец, последнее упражнений в данном уроке – самое сложно из всех. Играйте медленно и чисто – другого совета здесь дать нельзя.
Отрабатывайте эти упражнения, пока не почувствуете легкость при игре. Я бы советовал дойти до скорости в 70-85 УВМ, прежде чем приступать к следующему уроку. В нем мы перейдем от переменного штриха на одной струне к межструнному штриху. Там вы на практике узнаете, чем отличается внешний штрих от внутреннего. Удачи.
Немаловажную роль при игре переменным штрихом играет форма и толщина медиатора. Многие начинающие гитаристы не могут пользоваться толстым медиатором, в то время как более опытные – тонким. Все дело в разнице скоростей. Когда ваша скорость достаточно мала (70-80 УВМ), а техника оставляет желать лучшего (большая амплитуда движений, нет синхронизации между левой рукой и правой), то вам нужен гибкий, пластичный медиатор, пружинящие свойства которого будут сглаживать недостатки техники. Да и играть таким медиатором на первых порах на порядок проще, чем толстым. С другой стороны, если вы играете со скоростью 130-150 УВМ тонкий медиатор просто не будет успевать вовремя выгибаться и игра покатится к чертям. Я бы советовал начать с толщины в 0.5-0.8 миллиметров и постепенно дойти до 2-3.
Что касается угла, под которым стоит держать медиатор, то тут опять же нет единого мнения. Трой Стетина – один из известнейших преподавателей в области игры на электрогитаре советует держать медиатор под прямым углом. Энди Джеймс – другой не менее авторитетный преподаватель, которого не редко можно увидеть в видеошколах от LickLibrary говорит, что нужно держать медиатор под углом в 30-45 градусов по отношению к струнам. В конечном итоге все зависит от того как удобно играть именно ВАМ. Конечно, нельзя взять медиатор за самый край и рассчитывать на успех. Нужно крепко зажать его между пальцами оставив на свободе самый кончик. Существует немало примеров того, как гитаристы добивались потрясающих результатов, зажимая медиатор между большим и средним пальцами. Все это довольно индивидуально и зависит в основном от личных предпочтений. Вот еще одно тому подтверждение – существует два абсолютно противоположных друг другу метода постановки правой руки. Такой гитарист, как Майкл Энжело играет, опираясь одним-двумя пальцами на корпус гитары чуть ниже первой струны. А, к примеру, Buckethead держит кисть на весу. У обоих потрясающая техника и потому я не могу посоветовать ни один из методов – выбирать вам.
Что касается левой руки – следите за тем, чтобы большой палец не слишком выпирал из-за грифа. И пусть остальные пальцы зависнут в одном или максимум двух сантиметрах над грифом и будут готовы в нужный момент зажать нужный лад. Особенно это касается мизинца – именно он чаще всего и дальше всех остальных пальцев удаляется от грифа.
Прежде, чем приступить к упражнениям, не помешает размяться. Запомните на то светлое будущее, когда ваша скорость достигнет отметки в 120 УВМ и выше – никогда не играйте не размявшись. Это как в спорте – не разогрев связки и суставы, можно их повредить. Довольно неприятное ощущение, признаюсь… После этого, на неделю-две можно вообще забыть об игре на гитаре, так как она вызывает непереносимую боль. Что можно посоветовать? Во-первых, хорошо разотрите пальцы обеих рук. Начинайте от основания и постепенно, массажируя палец, двигайтесь к ногтю. Во-вторых, сомкните пальцы в замок и несколько раз выгните в обратную сторону. Наконец, просто встряхните кисти, с силой сожмите в кулак и разожмите – теперь растяжение суставов вам точно не грозит. Все это можно сделать, не имя под рукой гитары, например на подходе к репточке, особенно зимой, когда руки, замерзнув на холоде, не способны к продуктивной работе.
Вот еще пара неплохих упражнений для разминки. Помните предыдущий урок? Там мы говорили о внешнем и внутреннем штрихах. Первое упражнение создано для их совершенствования. Двигаясь от верхних (по высоте) струн к нижним, вы отрабатываете внешний штрих. Двигаясь в обратную сторону – внутренний. Очень важно всегда обращать внимание на свои слабые стороны. Если вы замечаете, что, скажем, внешний штрих дается вам просто, а с внутренним проблемы (чаще всего так и бывает), то уделите большее внимание второй части упражнения. Повторяйте упражнение, пока не дойдете до верхних ладов. После этого можно сыграть его зеркальную копию вниз.
Второе упражнение создано для отработки такого важного навыка, как скачки через струны. Опытный гитарист чувствует гриф и всегда знает, где находиться его медиатор. Это одна из многих вещей, которая отличает его от новичка. Постарайтесь довести это упражнение до совершенства. Поначалу даже без метронома – здесь он не столь важен. Просто почувствуйте то расстояние, которое вам нужно преодолеть от одной струны до другой.
Что ж, пора перейти к упражнениям на развитие скорости. И первым из них будет зацикленный паттерн в До-мажоре, отличное свойство которого – его зацикленность ? То есть вы можете играть его по кругу до бесконечности. Начните с 70-80 ударов в минуту и дойдите до ста. В прошлом уроке я рассказывал о методе тренировки, при котором вы доходите до своего максимума, когда уже не можете играть без грязи, после чего сбрасываете скорость и снова медленно увеличиваете ее. Есть и другой путь, также приносящий неплохие результаты. Можно, чуть-чуть не доходя до максимальной скорости, пойти в обратную сторону. Вернувшись к тому, с чего начинали – повторите весь процесс. Почему нельзя дойти до максимума? Потому что в этом случае ваши силы иссякнут и каждый раз, несмотря на то, что вы снижаете скорость, в игре будет присутствовать грязь.
Следующее упражнение – опять-таки зацикленный хроматический паттерн. Такие паттерны отлично развивают выносливость правой руки. Для левой руки (знаю по опыту) выносливость не слишком важна – здесь важно развить пластичность, независимость пальцев. Для правой же наоборот. Совершая одинаковые, монотонные движения, правая рука очень быстро устает. Именно для того, чтобы этого избежать, и нужна выносливость. Просто играйте долго на медленной скорости. И, несмотря на то, что с первого взгляда кажется, что это занятие бессмысленно – это не так. В конечном итоге ваша правая рука все равно устает, а параллельно с этим ее выносливость увеличивается. Такое упражнение будет гораздо полезнее бездумного минутного «рубилова» на максимальных скоростях.
Следующее упражнение станет для вас первым упражнением на развитие независимости пальцев. Как вы видите, оно, как и предыдущие два, расположено на двух верхних струнах. Не ограничивайтесь этим! Играйте все во всех пяти вариантах (первая вторая струны, вторая-третья, третья-четвертая, четвертая-пятая, пятая-шестая).
Ниже приведено похожее упражнение, только в нем задействован не безымянный палец, а средний. Не забывайте то, о чем мы говорили в первом уроке. Необходимо чередовать игру на чистом звуке и на дисторшне, необходимо играть экономично, необходимо играть под метроном и т.д.
Итак. В этом уроке вы значительно продвинулись. Советую дойти до скорости в 100-105 УВМ (7 нот в секунду), прежде чем переходить к следующему уроку. Там мы приступим к более сложным пассажам, которые будут перекрывать все струны, а иногда и весь гриф. Удачи!
Так как же играть быстрее? Надеюсь, вы поняли, что легкого пути, ведущего к скорости нет. Но есть путь, который поможет вам избежать зря потраченного на бесполезные занятия времени. Возможно, вы уже играете довольно быстро и даже способны на некое подобие шред-запила в минорной пентатонике. Тогда воспользуйтесь советом Майкла Энжело. Сыграйте как можно быстрее какой-нибудь пассаж. Что угодно, только не из того, что вы обычно играете. Сыграли? Отлично! А теперь попробуйте сыграть то же самое, только медленно. Что вы говорите? Это была импровизация, спонтанная игра? Но зачем же играть что-то даже не имея представления, что именно вы играете? Зачем играть что-то быстро, если вы не способны сыграть это медленно? Такой подход не ведет к профессионализму. Вы должны контролировать свою игру, ведь никто другой за вас этого не сделает. А потому, единственный путь, ведущий к скорости – это полный контроль над вашими действиями, который можно осуществить только на малых УВМ! Да, да, как бы парадоксально это не звучало, но чтобы играть быстро, надо играть медленно! Всегда помните об этом!
А теперь разминка. Как вы уже, надеюсь, уяснили, она является неотъемлемой частью ежедневных занятий. И первое упражнение будет направлено на растяжку пальцев. Играйте без метронома. Основной акцент делайте на то, куда вы ставите пальцы, и как вы это делаете. Каждая нота должна звучать отчетливо, пальцы должны соприкасаться с грифом прямо за металлическим ладом – ни на нем, ни перед ним. Если упражнение дается тяжело – попробуйте сместиться на один-два лада вверх, если упражнение не является проблемой – начинайте играть его одним ладом ниже. И так до тех пор, пока не дойдете до нижнего порожка.
Следующее упражнение направленно на развитие независимости пальцев. Не самое сложное, надо сказать. В следующем уроке я уделю этой теме особое внимание, а пока просто постарайтесь не сбиться.
Лучшими упражнениями на развитие скорости являются гаммы и гаммообразные фигурации. В этом уроке я покажу некоторые из них, а также расскажу о принципах их построения, для того чтобы в будущем вы смогли сами придумывать себе упражнения.
Итак, гаммы. Если вы не хотите вдаваться в длинные определения, то и не надо. Для нас гаммы будут просто упражнениями. Но все же пару слов о них стоит сказать. Нота, с которой начинается гамма, называется тоникой. По тонике определяется тональность гаммы. Если, например, вы играете в миноре, и нота, с которой начинается гамма в которой вы играете – ля диез, то вы играете в ля диез миноре ? Гаммы на гитаре представляют собой боксы, которые можно двигать вдоль грифа, при этом, само собой меняется тональность гаммы. А теперь пара гамм, которые я советую вам вызубрить и играть двадцать пять часов в сутки, восемь дней в неделю.
Первая гамма – до мажор. Перед вами все ноты этой гаммы от первого до двенадцатого лада. Дальше, как вы знаете, картина в точности повторяется. В конечном итоге, профессиональный гитарист именно так и видит гриф – совокупностью нот той гаммы, в которой он играет. Ему уже практически не нужны опорный точки – он видит всю картину целиком и может играть в любой позиции. Мы же пока ограничимся только седьмой, она обведена в красный квадрат. Начинайте играть с ноты до, не забывая отсчитывать ногой сильную долю. В результате вы должны сыграть что-то вроде этого:
C-D-E-F—G-A-B-C—D-E-F-G—A-B-C-D—C-B-A-G—F-E-D-C—B-A-G-F—E-D-C-B. После этого гамму можно повторить и не один раз.
Следующая гамма – ля минор. Как вы видите, ноты на тех же местах, что и в до мажоре, только тоника другая. Но не забывайте, что гамму можно передвигать вдоль грифа, изменяя при этом ее тональность.
А теперь пару слов о гаммообразных фигурациях или секвенциях. Секвенция – это мелодическая фраза, повторяющаяся в неизменном виде, но начинающаяся с разных ступеней гаммы. Возьмем, к примеру, ля минор и выберем следующую фразу: A-B-C-D. Это первая, вторая, третья и четвертая ступени. Если теперь повторить эту фразу на других ступенях гаммы, то получиться следующая секвенция: A-B-C-D—B-C-D-E—C-D-E-F—D-E-F-G—E-F-G-A—F-G-A-B и т.д. Когда дойдете до ноты до, играйте в обратную сторону: C-B-A-G—B-A-G-F—A-G-F-E и т.д. Это потрясающая вещь, которую просто нельзя обходить стороной.
И напоследок хочется сказать, что не стоит ограничивать себя игрой в одной позиции, играйте в разных. Перед вами фа-мажорная гамма. Попробуйте сделать следующее. Начните играть с ноты фа на первом ладу шестой струны, затем соль, ля и си-бемоль (Bb). После этого спуститесь на пятую и сыграйте до, ре, ми и фа. Затем на четвертой соль, ля, си-бемоль и до. После этого на третьей ре, ми, фа. На второй соль, ля, си-бемоль. И, наконец, на первой до, ре, ми и фа (на тринадцатом ладу).
На этом, пожалуй, пришло время остановиться. Я рассказал о переменном штрихе, все что хотел. Теперь дело за вами. Не забывайте, что лучше уделять гитаре по часу ежедневно, чем восемь часов раз в неделю. До встречи в следующем уроке, посвященном легатной технике.
Легатная техника открывает перед вами новые возможности. С помощью нее можно сыграть такие пассажи, которые невозможны при использовании переменного штриха. К тому же игра легато (особенно одной левой рукой) выглядит очень эффектно. Это следующий шаг в том, чтобы добавить вашей игре скорости. По своей природе легато звучит очень слитно, так как его основу составляют пулы, хаммеры и слайды.
Пул представляет собой прием, заключающийся в срывании пальцем ноты, находящийся на более высоком ладу к ноте, лежащей ниже.
Хаммер – обратный прием. Вам надо использовать свои пальцы в качестве маленьких молоточков, ударяя по струнам и извлекая таким образом ноты. К тому же при абсолютном легато часто используется хаммер на другой струне.
Слайд – скольжение от одной ноте к другой. Может быть как без звукоизвлечения медиатором второй ноты (такты 1 и 2), так и с ним (такты 3 и 4).
Вот собственно и все приемы, составляющие основу легато. Несложно запомнить, правда? Гораздо сложнее использовать их так, как делают это, например Стив Вай и Джо Сатриани.
А теперь поговорим о независимости пальцев – еще одной важной составляющей легатной техники. Для того чтобы вы могли играть то, что хотите, и так, как хотите, следует заранее отработать все комбинации пальцев, которые вам могут встретиться. Это и называется независимостью, при которой вас не должно пугать то, что за мизинцем следует указательный, затем безымянный, средний, снова мизинец, безымянный и указательный. Ведь если вы будете путаться в собственных пальцах, то вся легатная техника покатиться к чертям. Этого нельзя допустить.
Первое упражнение. Играйте его переменным штрихом. Можно начинать с самых верхних ладов и играть до самых нижних. Также можно сыграть его на других струнах.
Второе упражнение – зеркальная копия первого. Играйте его до верхних ладов.
И еще одно упражнение. Его можно играть в любой позиции, и оно так же, как и предыдущие два исполняется переменным штрихом.
Игра на электрогитаре – чертовски увлекательное занятие – не правда ли? Здесь нет предела совершенству. Всегда найдётся тот, у кого что-то получается лучше, чем у вас. Но этот факт не должен вас расстраивать, наоборот – воодушевлять, ведь никогда не наступит тот момент, когда вы сможете сказать себе: «Мне больше незачем играть я и так уже все умею».
В этом уроке мы рассмотрели две составляющие легато – технические приемы и независимость пальцев. В следующем уроке мы поговорим о последней составляющей. До встречи!
Следующим шагом на пути в освоении легатной техники станет наращивание силы пальцев. Вы ведь наверняка уже заметили, что мизинец устает быстрее всего. Если это не так – искренне рад за вас. Но скорее всего ваш мизинец требует отдельного внимания. Это связано в первую очередь с тем, что он редко используется при игре. А если и используется, то никаких силовых нагрузок не испытывает. Бенды мы делаем безымянным пальцем, указательным – вибратто, а средним и первое и второе. И лишь мизинец далек от всего этого, а у некоторых он еще вдобавок настолько не развит, что болтается неприкаянный где-то в десяти сантиметрах над грифом, что не есть хорошо. И попробуйте вы сделать пару пулов от мизинца к безымянному – он и вовсе ослабнет. Какая уж тут легатная техника. Поэтому начнем мы именно с мизинца.
В первом упражнении будут задействованы только два пальца – безымянный и мизинец. Однако вы можете изменить его по своему усмотрению, используя, к примеру, средний и мизинец, указательный и мизинец, средний и безымянный, указательный и безымянный, указательный и средний. Хотя в последней комбинации вряд ли есть необходимость. Играйте это упражнение переменным штрихом сначала медленно, затем увеличивая скорость. Вы можете выбрать для себя отрезок грифа (например, от первого до двенадцатого лада) и каждый раз играть это упражнение на нем. Играя под метроном, вы будете знать, с какой скоростью вы можете сыграть это упражнение на данном отрезке, а с какой нет из-за того, что ваши пальцы устают. Таким образом, вы сможете контролировать свой прогресс в развитии силы пальцев.
Второе упражнение – это вариант первого. Оно также играется переменным штрихом. Единственное отличие в том, что оно длиннее и при игре на одном и том же отрезке грифа сыграть второе упражнение будет гораздо сложнее.
Следующее упражнение – классическая секвенция, в которой используется связка: указательный, средний/безымянный, мизинец, средний/безымянный. Звучит эта секвенция гораздо мелодичнее первых двух упражнений, поэтому и играть ее, как мне кажется, вам будет интереснее.
Следующее упражнение также предназначено для развития силы пальцев, но играется оно только пулами и хаммерами, т.е. ни одна нота здесь не должна быть сыграна медиатором. Следите за тем, чтобы каждую ноту было отчетливо слышно. Либо уменьшите скорость, чтобы упростить себе задачу. Помните также, что делая пулы не стоит слишком высоко поднимать пальцы над грифом.
И последнее упражнение на развитие силы. Играется оно также без применения медиатора. Но в нем еще добавлены слайды. Попытайтесь не сбиться с ритма. Это упражнение нужно играть на разных струнах и в разных позициях. Для начала сыграйте его первым и вторым пальцами, затем вторым и третьим и, наконец, третьим и четвертым. После этого можете попробовать после экзотические комбинации, такие, как первый-третий, второй четвёртый и первый-четвертый.
Что ж этих упражнений хватит, чтобы развить силу ваших пальцев при ее отсутствии. Настало время перейти непосредственно к упражнениям на развитие самой легатной техники. С итальянского легато означает «гладкий». И это слово в полной мере передает всю его сущность. При извлечении медиатором каждой ноты, так или иначе, между ними существует какое-никакое расстояние. И никто, даже самый натренированный гитарист, не сможет от этого избавится. Совсем по другому дело обстоит с легато. Ведь каждый новичок сможет взять ноту на пятом ладу, затем сделать хаммер к седьмому и при этом никакого расстояния между этими двумя нотами не будет. По этой причине многие начинающие гитаристы воспринимают эту технику, как спасение от ежедневных, утомляющих упражнений на развитие переменного штриха. Пару раз мне даже задавали вопросы вроде: «Нужно ли мне тренировать и легатную технику и переменный штрих, либо можно уделять внимание чему-нибудь одному?» Такое отношение в корне неверно. Это две абсолютно различные техники, имеющие различие звучание и порой даже различное назначение. И потому этот вопрос равносилен вопросу: «Нужно ли мне играть и на верхних трех струнах и на нижних?» Да, если вы хотите как можно полнее овладеть игрой на электрогитаре. Послушайте записи Джо Сатриани и вы поймете, что легатная техника это больше чем способ увеличения скорости. В руках профессионала это путь к выражению своих эмоций, при этом вовсе не обязательно делать по триста пулов в секунду. Но это уже скорее вопрос о музыкальной стороне легато. Здесь же мы будет рассматривать лишь ее техническую сторону.
На первом этапе лучшими и наиболее полезными с теоретической стороны будут упражнения, построенные на основе различных гамм. И первое это эолийская гамма или натуральный минор – кому как нравиться. Ноты в пределах одной струны берутся хаммерами, при переходе на другую струну – медиатором. Удобнее всего, само собой здесь будет использовать удар медиатором вниз. В этом упражнении очень важно не сбиться с ритма. Как вы видите в такте четыре четверти, а ноты сгруппированы по три, после чего делается удар медиатором. Поэтому используйте метроном, начните с медленной скорости в 70-80 УВМ и постепенно доведите ее до 120-130 УВМ. Не забывайте о глушении, в легатной технике оно имеет очень большое значение.
Обратное упражнение. Немного сложнее предыдущего за счет вынужденного использования пулов а не хаммеров. Принципы те же. При переходе на следующую струну делайте удар медиатором вверх, остальные ноты – легато. После тщательного освоения этих двух упражнений вы можете комбинировать их друг с другом.
Итак, в прошлом уроке вы узнали, на чем основана легатная техника, выучили несколько упражнений на развитие независимости, в этом перешли к развитию силы пальцев и сыграли несколько легатных упражнений. Начало положено! Вам остается лишь не останавливаться на достигнутом, и идти вперед, совершенствуясь и совершенствуясь. Удачи!
Это последний урок, посвященный легатной технике, в котором мы плавно перейдем от упражнений, где все еще задействован медиатор, к полностью легатным пассажам. Если, несмотря на все ваши старания, в игре все равно присутствует грязь, то вы можете воспользоваться одной уловкой, к которой иногда прибегают даже профессиональные гитаристы. Возьмите платок или шнурок и перевяжите им струны возле нижнего порожка. Теперь ОН будет глушить струны, а вам остается лишь сосредоточиться на игре.
Для начала закрепим предыдущий урок. В первом упражнении используется ритмическая фигура, состоящая из пяти нот, укладывающихся в одну четверть. Возможно, вам придется приложить некоторые усилия, для того чтобы сыграть ее верно. Такие фигуры часто встречаются у Ингви Мальмстина, только он пошел дальше и нередко использует по девять-одиннадцать нот на одну четверть.
А теперь попробуйте сыграть следующий пассаж в ми-минорной пентатонике. На каждые три ноты делайте по одному удару медиатором.
Я уже говорил, что можно использовать платок для глушения струн. Такие гитаристы, как Стив Вай и Джо Сатриани иногда используют для этого правую руку. Положите ее на гриф на втором-третьем ладу, и ваше легато станет более чистым. К тому же такое способ выглядит более эффектно. В этом и следующих упражнениях используйте только его. Это упражнение, как вы видите, является полной копией предыдущего, с той лишь разницей, что в нем не применяется медиатор.
А вот довольно распространенная комбинация слайдов, пулов и хаммеров. Повторите на всех струнах.
Упражнение на хаммеры. После того, как отработаете это упражнение – сыграйте обратное ему – на пулы (начните с восьмого лада на первой струне и идите к пятому на третьей, затем обратно).
В этом упражнение (как и в предыдущем, и в следующем) я специально не расставил обозначения пулов, хаммеров и слайдов. Вам предстоит самим решить, каким образом вы будете брать ту или иную ноту.
И наконец, последнее, самое сложное упражнение.
На этом уроке упражнения, посвященные легатной технике, подошли к концу. Надеюсь, мне удалось донести до вас все, что я хотел. Вам остается лишь совершенствоваться. В любом случае, следуя тем нескольким советам, что были даны выше, вы уже сможете достигнуть многого. Разумеется, если будете упорны. В следующем уроке мы перейдем к тэппингу. Удачи!
Итак, пришло время перейти к тэппингу. Как всем вам, безусловно, известно, слово тэппинг образовано от английского tap – удар. И да, действительно основой этой техники являются удары пальцами рук (как левой, так и правой) по грифу. Левая рука действует по большей части так же, как и при обычной легатной технике. Всё те же пулы, хаммеры, иногда даже слайды. Для левой руки это более чем привычные приемы, и, если ваша легатная техника на данном этапе достаточно хороша, то, пожалуй, нет необходимости отрабатывать их дополнительно.
Совсем по-другому дело обстоит со второй рукой. Иногда мне кажется, что пианисту было бы проще начать играть тэппингом, чем гитаристу, привыкшему к зажатому в пальцах медиатору и к махательным движениям, которые этим самым медиатором выполняются. Ему в буквальном смысле приходиться заново переучиваться. И одним из главных вопросов, которые возникают на данном этапе, является: «А куда собственно девать медиатор во время тэппингового пассажа?».
На этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа, так, как существует три способа удержания медиатора во время игры тэппингом. Первый (и самый простой) – ничего не делать. Оставить медиатор там же, где он и был до этого, во время игры, скажем переменным штрихом или свипом. Если вы держите медиатор между большим и указательным пальцами, то для тэппинга используйте средний. И наоборот, если вам удобнее держать медиатор большим и средним, то при игре тэппингом используйте указательный. Этот способ наиболее удобен (по крайней мере, для меня). Единственным его минусом является то, что вы не сможете задействовать все свои пальцы, а, следовательно, не сможете сыграть сложные восьмипальцевые тэппинговые пассажи.
Для таких пассажей существуют второй и третий способы. Переложите медиатор в рот, вы наверняка не раз видели такое на рок-концертах. Либо, словно фокусник, спрячьте медиатор в центре ладони, прижав его основанием большого пальца. Разумеется, здесь нужна определенная сноровка и вам придется потратить некоторое количество времени на освоение этого приема. Но результат того стоит.
А теперь собственно о тэппинге. Начните с простого и до боли знакомого пассажа. Я более чем уверен, что каждый, кто добился определенных успехов в области игры на электрогитаре, начинал совершенствовать свой тэппинг именно с него. Указательный палец левой руки поставьте на пятый лад верхней струны. Средний пусть зависнет над восьмым ладом. Пальцем правой руки ударьте по двенадцатому ладу, затем сдерните палец, чтобы зазвучал пятый, и сделайте хаммер к восьмому ладу. После этого снова ударьте по двенадцатому ладу и все повторите.
Можно также слегка изменить последовательность взятия нот. Для начинающего гитариста такой пассаж будет немного сложнее, чем предыдущий.
После отработки предыдущих упражнений можно усложнить задачу. После удара пальцем правой руки по двенадцатому ладу, сдерните его к восьмому, затем сделайте пул к пятому, хаммер к восьмому и вновь повторите все с начала.
И опять же, изменив последовательность взятия нот, вы можете изменить первоначальный пассаж, получив совершенно новые упражнения. Одним из важнейших аспектов здесь, как впрочем, и в любой технике, является глушение. Используйте для этого как пальцы левой руки, так и ребро ладони правой. Применительно к предыдущим упражнениям вы можете, например, поставить указательный палец правой руки так, чтобы он слегка касался второй струны. При этом она само собой не будет звучать. Остальные струны заглушите, положив на них ребро ладони правой руки.
Чтобы пойти дальше, вы должны перейти от игры в одной позиции к игре с передвижением руки вдоль грифа. Начните с правой руки. Перед вами немного видоизмененное первое упражнение. Здесь правая рука вместо того, чтобы брать одну и ту же ноту, тэппирует различные лады.
Теперь добавьте движение левой руки. Пусть она во втором такте изменит позицию с пятой на четвертую.
До этого вы использовали только два пальца левой руки – указательный и безымянный. Но у вас их больше. Так добавьте их в свои пассажи. Пусть мизинец займет место безымянного пальца в первом упражнении. А средний встанет на шестой лад. Теперь вы можете сыграть гораздо больше комбинаций пулов и хаммеров, получив при этом большее количество упражнений. Еще столько же упражнений вы сможете получить, убрав средний с шестого и поставив безымянный на седьмой лад. Попробуйте все варианты. Да и вообще – всегда старайтесь играть все, что приходит вам в голову, ведь от этого зависит разнообразие вашего музыкального мышления и ваш будущий стиль. А играя стандартные упражнения, далеко вы не уйдете.
На данном этапе для вас очень важно впитывать в себя все услышанные где-либо пассажи, все мелодические ходы, которые вам встречаются. Старайтесь повторять увиденные гитарные трюки. В дальнейшем вы будете использовать все это в своей игре, даже не задумываясь о том, где вы этому научились. И так, собственно оно и должно быть, ведь в конечном итоге, ваша индивидуальная техника определяется количеством, качеством и разнообразием сыгранного вами за все время материала.
Надеюсь, с левой рукой все более-менее ясно. Что касается правой, то здесь принцип тот же. Пробуйте играть! Добавляйте в свои тэппинговые упражнения другие пальцы. Единственная проблема заключается в том, что приходиться довольно кардинально менять постановку. Однако рано или поздно и такая постановка станет для вас удобной. К этому времени вы уже сможете сыграть без ошибок большинство тэппингвых пассажей из ваших любимых треков, и, возможно захотите пойти дальше.
А дальше находиться техника, которую иногда называют фортепианной, или тач стайлом. Ее кардинальное отличие от того, что вы делали раньше заключается в том что обе руки играют одновременно. К сожалению, писать о ней можно сколь угодно долго и потому в рамках данной серии уроков я ее затрагивать не буду. Хочется лишь дать пару советов, на тот случай, если тач стайл вас заинтересовал. Как правило, правая рука играет басовую либо аккордовую линию. Начните с простейших квинт. Пробуйте играть одной левой рукой. Затем добавьте правую руку. Пускай она играет какую-нибудь простейшую мелодическую линию. Постепенно усложняя аккомпанемент и мелодию, вы и будете совершенствовать свою фортепианную технику.
Что ж урок, посвященный тэппингу, окончен. Подведем итоги. Вы должны все время идти от просто к сложному. И никогда не пытаться прыгнуть через голову. Постепенно увеличивайте количество задействованных пальцев, струн, скорость и вы добьетесь невероятных результатов. В противном случае все ваши усилия окажутся напрасными. В следующем уроке рассмотрим свип.
Существуют такие пассажи, которые невозможно сыграть ни переменным штрихом, ни легатной техникой, ни тэппингом. Это, в основном, арпеджио, которые, как правило, расположены по принципу «одна нота на струне». Такие пассажи играются свипом, что в буквальном переводе означает скольжение. К сожалению, свип – техника довольно сложная, и потому если вы держите гитару в руках не больше трех месяцев, то не советую пытаться его осваивать. Для начала нужно в достаточной степени познакомиться с переменным штрихом, тэппингом и легато. Технически свип можно разделить на две составляющие: работу правой руки и работу левой. Правая рука выполняет несложные скользящие движения по струнам вниз-вверх. Тем не менее, здесь есть один очень важный момент – это должны быть именно СКОЛЬЗЯЩИЕ движения. Ни в коем случае нельзя ударять каждую струну в отдельности. В этом кроется один из основополагающих принципов свипа. Многие гитаристы делают ошибку, пытаясь развивать скорость свипа так же, как и скорость переменного штриха. Это неверный путь. Первое, что нужно сделать – взять медиатор, практически целиком зажав его между большим и указательным пальцами. Оставить нужно лишь самый кончик. Держать медиатор нужно под углом в 40-50 градусов по отношению к плоскости струн. Помимо этого необходимо наклонять его в ту сторону, в направлении которой в данный момент движется свип. Также не забывайте, что правая рука глушит все струны ниже той, которая в данный момент звучит. Следующее упражнение поможет вам научиться этому. Начинайте медленно и следите за тем, чтобы медиатор скользил! И по всем шести струнам. Теперь что касается второй руки. Здесь все немного сложнее, ведь именно она выполняет практически всю работу. Задача левой руки очень быстро переставлять пальцы, время от времени выполняя легатные приемы, а также глушить все те струны, которые не заглушила правая. И вот здесь вам придется потратить немало времени и сил на освоение всего этого. Начать стоит с трехструнного свипа. И постепенно увеличивая количество задействованных струн довести это количество до шести. Вот простейшее минорное арпеджио. Первые три ноты играются ударом вниз, затем удар вверх, пул к десятому ладу, снова удар вверх и паттерн повторяется. Довольно часто при игре свипом, вам придется применять такой прием, как перекатывание пальца. Следующее упражнение поможет вам его отработать. В первом такте перекатывание пальца используется только на двух струнах, во втором – на трех. Сыграйте это упражнение всеми пальцами, после чего повторите на других струнах. Так же при игре свипом вам постоянно придется прибегать к смене позиций. В следующем упражнении используются три арпеджио, при игре которых придется пару раз изменить позицию левой руки. Теперь переходим к четырехструнному свипу. Вот одно из возможных упражнений для его тренировки. Принципы те же: скольжение медиатора, глушение струн. И наконец, пятиструнный свип. Ни в коем случае не забывайте про метроном. Тренироваться нужно только под него. Никаким другим способом вы не сможете развить ритмичность и контролировать свой прогресс. ЭКОНОМИЧНАЯ ТЕХНИКАТакже хочется сказать пару слов об экономичной технике. Создана она для того, чтобы полностью исключить внешний штрих из своей игры. Происходит это таким образом – вы все играете переменным штрихом и лишь тогда, когда необходимо применить внешний штрих, используйте свип. Экономичная техника имеет более сглаженное звучание, чем переменный штрих, но не такое гладкое, как при игре свипом. Следующее упражнение демонстрирует основы экономичной техники. А вот пассаж посложнее. Здесь используется гармонический ми минор. Что ж на этом пришло время остановиться. Но только не для вас. Вам предстоит приложить еще немало усилий для того, чтобы играть по-настоящему быстро. На этом последний урок из данной серии окончен. Удачи! |