Как работает MMR, или почему протоссы — имба

Система рейтингов ELO появилась в 60-х годах как попытка оценить уровень игры шахматистов в неком абстрактном числовом параметре. В двух словах, рейтинг ELO — это эмпирически выведенное количество очков, оценивающее шансы победы двух произвольных игроков. Предполагается, что игроки с одинаковым ELO будут выигрывать друг у друга с вероятностью близкой к 1/2, в то время как у игрока с меньшим ELO шансы на победу будут ниже. Так как для шахмат эта система успешно работает, она и по сей день используется в международной шахматной федерации (ФИДЕ), именно по ELO происходит разделение шахматистов по разрядам (например, гроссмейстер — от 2500 ELO).

В Старкрафте по принципу ELO работает MMR — matchmaking rating — тот самый «скрытый рейтинг», по которому происходит подбор противников. Этот же рейтинг, а не количество Pts, определяет то, в какую лигу будет поставлен игрок. Но в отличие от шахмат, го, сёги и тому подобных «зеркальных» игр, в Старкрафте есть три разные расы, что может вносить неточности в подсчёт рейтинга MMR.

Предположим, что некий игрок-протосс совершенно не умеет играть ПвЗ. Он проигрывает даже слабым зергам, почти всегда давая им возможность построить превосходящую экономику. В то же время с терранами и другими протоссами такой проблемы у него нет.

Система начинает сходить с ума, ведь получается, что данный конкретный игрок стабильно выигрывает у игроков с высоким рейтингом и стабильно проигрывает игрокам с низким. По результатам «пациенту» присваивается некий средний между этими двумя крайностями рейтинг. В итоге ему подбирают слабых (для его уровня) протоссов и терранов, но сильных зергов. Естественно, у человека будет полное ощущение дисбаланса рас.

Это ощущение ещё больше усиливается, если у игрока проблемы с зеркальными матчами. Трудно не посчитать протоссов имбой, если ты с трудом выигрываешь ПвП, но легко катаешь ПвТ и ПвЗ. Однако реальная причина в другом — из-за неточности в работе системе MMR при подборе противника тебе дают сильных игроков за одну расу и слабых — за другую.

Приведу более конкретный пример аналогичной проблемы при игре разными расами. Допустим, человек играет за тоссов на уровне мастерлиги и за терранов на уровне платины. При поиске матче он выбирает либо ту, либо другую расу по настроению, таким образом проигрывая платине и выигрывая у мастерлиги. По логике вещей у такого человека два независимых MMR — терранский и тоссовский, но так как в один момент времени можно находиться только в одной лиге, то и фактический MMR может быть только один. Это и будет нечто среднее между платиной и мастерлигой — может быть, серединка алмаза. Очевидно, что протосс из мастерлиги будет стабильно выигрывать у серединки алмаза, вызывая у своих оппонентов бугурт и всякое «ez race», «toss op» в чате. Однако настоящая проблема тут будет не в дисбалансе рас, а в дисбалансе MMR — ведь заведомо более сильный игрок будет играть с заведомо слабым.