Польза от игр

Что же такого хорошего в играх? Я не буду цитировать исследования про рефлексы, скорость реакции и развитие интеллекта. Желающие прочтут сами, а я про пользу со своей точки зрения. Понятно, что игры очень плотно вклеились в нашу жизнь, стали частью культуры и искусства. Пока нет помпезных наград и премий в духе Оскара или Хьюго, Небьюлы или Пулитцеровской премии. Официально общество пока не признает игры искусством. Но они уже искусство.

Игры уже сейчас способны формировать вкус, влиять на него. Влиять на восприятие мира. Не все игры, разумеется.

Как в кино и литературе, есть проходняк, треш и поделки бабла ради. Чаще всего это неплохие игры, иначе как они бы рубили бабло? Но это игры без души, как правило. А искусство —  оно про душу.

И знаете, скоро я сделаю подборочку игр, которые меня за эту самую душу зацепили. Их мало, хотя я играю в игры с 1984 года. Но будем считать, что тогда я был совсем мелким, и цеплять меня было особо не за что: в таком возрасте любой опыт восхитителен.

Вот я и сказал главную ценность игр. Игры —  это опыт. Вот в чем их польза, главная и в общем-то единственная. Остальное принадлежит жанрам, локально, зависимо, менее важно.

Многим людям свойственно думать, что игры и реальность чем-то отличаются. Я часто слышал пафосные изречения в духе “я живу в реальном мире, а ты в игрушки играешься”. А простите, что такое реальный мир? Существует ли он, когда вы ложитесь спать и закрываете глаза? Формально будем считать, что это так: мир существует вне вас, ок. Но вот полученный вами опыт, он не особо сильно отличается. И мерилом его качества будут всегда эмоции и история, в которую разум эти эмоции упакует.

Простой пример из жизни: в далеком 1992 году я играл в Elite на Spectrum-совместимом компьютере. Было трудно, (игра жесть, вообще говоря, она даже в современной версии весьма хардкорна) но через какое-то время я освоился. И убил первого в моей жизни космического пирата. Я был безумно счастлив, о чем тут же рассказал родителям. Но они были слишком увлечены новостями по телеку, и не обратили внимания. Но моя радость была настолько сильной, что я даже не расстроился. Просто понял, что родителям не понять, какой это кайф: самому разделать космического пирата!

Вот картинка, чтобы вы понимали, о чем речь примерно: это стрельба лазером по кораблю Viper. Хе-хе.

У меня есть из тех суровых подростковых лет куча воспоминаний совсем не про игры. Многие из них весьма жесткие, кто жил в 90е и не был малышом, тот поймет: там жесть бывала на каждом шагу.

И что произошло спустя много лет? Для меня сейчас нет разницы в опыте. Нет разницы в том, была история реальной или виртуальной. Главное — я всерьез пережил эти истории и сохранил эмоции, которые со мной и сейчас, они навсегда. Вот что важно. Из этого и состоит наш мир. Если вам есть чем поделиться спустя пять минут или десятки лет, есть что вспомнить и заново пережить, вот оно, важное.

Возможно реальные события — особенно связанные с физиологией, будут сильнее. Первый мордобой, первый секс, первая автомобильная катастрофа… Любое первое событие прошивается в разум всерьез и надолго, но это тема больше про психологию. А про игры… Первый опыт по-настоящему сильных игр является таким же кирпичиком нашей жизни и опыта, как все остальные. Глупо будет считать, что это “всего лишь игра”. Это часть вашей жизни, и вас как личности. Она с вами навсегда. Про ММО-игры это еще более важно, но про них я как-нибудь отдельно напишу.

Именно поэтому есть игры, которые хочется “развидеть”, забыть о них. Обычно это удается, но на самом деле они так и остаются где-то в глубинах подсознания. Наверное, это не есть плохо, просто это так. Но я уверен, что уже настало время, когда можно начинать формировать культуру потребления игр. Знаете, в кино и литературе такое уже давно есть, про игры тоже надо. Начну, пожалуй, на этом канале, с вашей помощью, разумеется. Если это поможет хотя бы одному человеку в мире — работа будет сделана не зря.