Сегодняшняя заметка написана по просьбе подписчика. Инди-команда, которая хочет выйти на рынок со своим продуктом, и задает вопросы о том, как это сделать. Такая заметка наверняка пригодится, поэтому пишу здесь в формате “вопрос-ответ”.
В какой форме заключают договор с издателем? Как выглядит этот договор и что в нём прописано? Может, есть какой-то пример?
В письменной форме, в двух экземплярах закрепляется предмет договора: права, продукт или услуга, условия его финансирования и/или передачи, риски. У издателей есть типовые варианты договоров на разные случаи. Образец они вышлют по запросу, если вы дойдете до этой стадии общения с ними. Обычно договор является непубличным, поэтому пример так просто не найти.
Какие обязанности у издателя, а какие у разработчика?
Это индивидуально, т.к. проекты разные, интересы издателей к ним отличаются. Если издатель финансирует разработку, то его обязанности — переводить средства согласно графику. Если же он только издаёт продукт, то в обязанности входит маркетинг, распространение, поддержка и прочее, что отдельно описывается в договоре.
От издателя нельзя добиться гарантий результата в договоре, типа такого: издатель обязуется продать 1млн копий в первый месяц продаж. Но можно прописать другие моменты: объем затрат на маркетинг, публикации на площадках и т.д. Хотя это не сложно и не так важно: если ваш продукт прибыльный, издатель будет рад стараться. А если это не так, издатель найдёт способ его не продвигать. Если коротко, то у издателя возможных обязанностей всего две: финансировать продукт и продвигать его на рынке.
У разработчика обязанность обычно всего одна: довести продукт до релиза. Часто дополняется поддержкой продукта в течение некоторого времени. Устранение багов, иногда дополнительный контет согласно маркетинговому плану.
Нужно ли его заверять у нотариуса или что-то подобное?
Нет, договор заключенный сторонами сам по себе имеет юридическую силу. Для этого есть реквизиты сторон, подписи, печати.
Какая форма деятельности должна быть открыта у каждой стороны? Оба должны быть ООО или они создают совместное ООО? Может быть любая комбинация: ООО + ООО, ООО + ИП, ИП + ООО?
Разработчку, который планирует работать с издателями, нужно иметь собственное юрлицо. В России оптимально иметь ООО или ЗАО. ИП тут совсем не рулит.
Возможность создания совместного ООО существует, иногда даже практикуется. Но редко, у издателя должен быть ВЕСЬМА серьезный интерес.
Как делится прибыль между издателем и разработчиком?
Зависит от того, что вкладывает издатель. Может быть всего 25-30% от прибыли разработчику (если финансировал проект издатель), и 70% (если повезло договориться, продукт хороший и готовый). Я бы сказал, что 50х50 — нормальные условия, остальное надо смотреть по ситуации.
Открывается общий юр. счёт или всё основано на честности сторон?
Не столько на честности, сколько на договоре. В нём может (и должно) быть прописано, что издатель обязуется в такие-то сроки отправлять разработчику финансовые отчеты такой-то формы.
Но честность тоже имеет место быть. У обеих сторон есть возможность обмануть друг друга. Такое бывало (и возможно практикуется до сих пор), но это не приносит никому долгосрочного профита. Если хочешь делать игры долго, выгоднее иметь репутацию надежного партнера, чем рубануть бабла здесь и сейчас.
Как лицензировать музыку, картинки, машины и любой другой контент? Для каждого вида контента своя процедура или есть какая-то централизованная служба по авторскому праву?
Не весь контент имеет смысл лицензировать. Есть так называемый product identity. Это минимальный набор контента, каждая часть которого тесно связана с продуктом и является его “обликом”. Обычно сюда входят узнаваемые образы, имена, названия. Я не знаю точно, что представляет собой product identity например во франшизе Звездных Войн, но там точно будут джедаи с лазерными мечами, Люк Скайуокер, ситтхи и прочие названия, персонажи и узнаваемые образы типа имперских штурмовиков.
Обычно работа по лицензированию ложится на плечи издателя. И не просто так: чаще всего издатель стремится получить все права на продукт (кроме авторского, оно неотчуждаемое). Разработчик передает издателю имущественные права и больше не парится, если кто-то их нарушит.
Но если хочется самому со всем этим возиться, то есть два пути.
Сложный, но дешевый: самому подавать заявки в РосПатент. Раньше было долго, муторно и трудно. Как сейчас — не знаю.
Простой, но стоит денег: обратиться в надежное патентное бюро. Они сами всё оформят, только плати. Это оптимальный путь, если продукт вообще стоит, чтобы с этим возиться.
Какая ответственность лежит на разработчике, если он продаёт за реальные деньги в своей F2P игре машину Merсedes без лицензии? Штраф? Суд? Или просто попросят убрать игру из маркета?
На деле зависит от разных факторов, в том числе популярности игры и ценности стыренной франшизы. Могут просто не заметить. Если речь идёт о некрупных продуктах/компаниях, сначала по-хорошему просят. Просто приходит вам в почту (или издателю, а он пересылает его вам): мол так и так, ребята, мы от концерна Daimler-Benz, в вашем продукте наш новый спорткар, а лицензии у вас нет. Вот наши условия по предоставлению лицензии (это опционально), а пока уберите плз из вашего продукта машину в течение такого-то срока.
Дальше уже ваш выбор, что делать. Лучше убрать, во избежание исков к вам и требований к платформе со стороны правообладателя убрать вашу игру из маркета. Технически это несложно: выпилить нелицензионный контент, выпустить обновление и уведомить об этом сторону, которая выставила претензии. Никаких проблем в дальнейшем скорее всего не будет.
Когда-то давно мы сделали игру Механоиды. Предполагали выпустить её на западе под названием Mech-Minds. Но нам (точнее, нашему издателю) пришло письмо из Microsoft, которая на тот момент владела франшизой по Mechwarrior. Под это дело было зарегистрирована тонна товарных знаков, где было Mech. Вроде как Minds там тоже было, поэтому нам пришлось поменять название, игра вышла под названием A.I.M.
Патентование. Как запатентовать название своей игры чтобы никто не мог сделать вторую часть твоей игры без твоего разрешения?
Доверить это издателю или решить через патентное бюро, как я написал выше. При этом регистрируется не только название, но и логотип.
Как запатентовать контент или механики игры? Есть ли в этом польза и возможно ли это в принципе?
Это весьма сложно/дорого и все равно обходится так или иначе. Поэтому чаще всего нет смысла. Контент, точнее некоторые его элементы, относящиеся к product identity — регистрировать можно, уже написал выше. Но я бы посоветовал это делать только с уникальными персонажами или крутой игровой вселенной. В остальных случаях это не несёт никакого профита.
Сколько стоит любой из вышеназванных пунктов и какая процедура — куда подавать и какие документы?
От десятка до нескольких десятков тысяч рублей за простые вещи типа торговой марки. А если хочется каждый пиксель зарегистрировать… Боюсь, это может превысить даже бюджет проекта в ряде случаев. Патентных бюро в России много, некоторые имеют годный опыт работы с игроделами. Можно поспрашивать по знакомым, кто уже работал, это нетрудно. Самому возиться с регистрацией лично я смысла не вижу.