Проблемы при росте IT-компании

Речь пойдет о эффективности рабочего процесса в быстро растущей компании. Пример компании будет вымышленным, но он отлично накладывается на многие существующие компании. Предположим, что есть некая IT-компания, которая разрабатывает свой продукт. Это может быть новостной портал, какой-нибудь сервис, онлайн услуги и т.п., не суть. Важно другое, эта компания имеет в своём распоряжении максимум 6-10 человек.

Один директор, он же и руководитель проекта, он же и продукт менеджер. Один бухгалтер, он же и экономист, он же и финансовый аналитик. Один офис-менеджер, он же и эйчар, он же и завхоз, он же и секретарь. Два менеджера по продажам услуг, они же и бизнес аналитики, они же и главные идеологи по придумыванию новых услуг для проекта, они же занимаются наполнением проекта контентом. Три джуна программиста. Один фронтендер и два бэкендера. В качестве серверов используются готовые решения от какого-либо хостера.

Итак, что у нас получилось в сумме по персоналу: 1 директор + 1 бухгалтер + 1 офис менеджер + 2 менеджера + 3 программиста = 8 человек. Анализируемая компания состоит из восьми специалистов широкого профиля. По факту нет тимлида, нет проект-менеджера, нет тестировщика, нет скрам-мастера, нет продукт-менеджера. Зато есть молодой и дружный коллектив активных людей, которые мечтают стать богатыми и успешными, есть арендованная квартира, где все работают, и молодой проект, который как-то был слеплен и ушел в релиз. И теперь он активно раскручивается.

Поскольку ни директор, ни менеджеры, ни тем более junior-программисты вообще не имеют никаких понятий о том, как должна функционировать IT-компания, как должен происходить рабочий процесс по разработке программного обеспечения, то они придумывают собственный велосипед, и после некоторого срока искренне начинают верить в то, что именно так мир и устроен, что именно так все и работают. А иногда им начинает казаться, что они вообще невероятно крутые, так как за несколько лет своей работы ещё не пошли по миру, а значит они всё правильно делают.

Многие видят уже саму проблему, работая в средней или крупной компании, но не понимают почему все обстоит именно так, как они видят. А корни растут именно из более ранних истоков.

Что будет твориться в технической части проекта, когда им будут бесконтрольно заниматься три джуна? Естественно никакой документации по проекту никто не пишет. Ведь все гении. Ответ на этот вопрос только один: мы всё держим в голове, мы и есть документация. Так же в коде нет ни единой строчки комментариев. На этот вопрос тоже интересный ответ: мы пишем код так, что он сам является комментариями. Это классика быдлокодерства.

Так проходит несколько лет. Программисты уже считают себя сениорами, менеджеры выучили новую аббревиатуру, MVP (minimum viable product), и очень гордятся собой, директор ищет инвестора в свой проект, готовит яркие презентации и пишет пламенную речь.

Поскольку в этом мире бывает всё, то они таки находят инвестора. И инвестор вливает в проект просто колоссальную, по меркам данной компании, сумму инвестиций. Давайте придумаем цифру, пусть это будет 300 тыс. долларов. Что же происходит дальше. А дальше происходят просто фантастические вещи!

Директор становится просто богом! Непререкаемым лидером, который смог поднять компанию на вершину успеха. Его слово закон, на него должны молится и ловить каждое его слово. Тут двух мнений быть не может. Ошеломлённый своим успехом он готовит новые презентации и идеи космических масштабов.

Сам проект, который уже есть и работает его перестает интересовать. От проекта у него есть только одно требование — это ежеквартальный рост. При чем этот рост должен быть в геометрической прогрессии. В первом квартале рост должен быть 100%, во втором уже 300% и так далее. Как и за счёт чего будет происходить этот рост, его вообще не парит. Он уже на коне. Он уже в блокнотике набрасывает краткие тезисы для будущей книги своего успеха.

Компания тут же снимает себе огромный офис. И обязательно это должен быть опен-спейс. Почему именно опен-спейс вам не ответит никто, но так устроено в крупных американских компания, а значит так будет и у нас. Ведь мы тоже уже живая легенда головокружительно успеха.

Вчерашние менеджеры становятся руководителями проектов. И по фигу, что они разбираются в IT и в разработке софта, как свинья в апельсинах. Босс оказал им невероятное доверие, повысил от уровня плинтуса сразу до уровня потолка. Поэтому у них есть только одна цель, сделать всё возможное, чтобы выполнить квартальный план по выкачиванию денег с проекта.

Компания начинает невероятную кампанию по набору персонала. Они ставят себе за цель набрать минимум 100 сотрудников в первые несколько месяцев. В молодую и динамично развивающуюся компанию требуются… Наверняка вы не раз встречали вакансии, которые начинаются с данных слов. Естественно, что вчерашний офис менеджер стал руководителем HR отдела. Что тут можно сказать — заслужил. Столько лет ковыряния в грязи не прошли даром. Повышение вполне заслуженное. Один из джун программистов становится продукт менеджером, остальные два главными программистами на проектах.

Итак, приходит на собеседование новый специалист-соискатель, и его собеседует, вначале, новый HR-руководитель. После этого, его собеседует новый руководитель проекта, после этого его собеседует новый продукт менеджер, и в конце концов, его собеседует, на технические знания, новый главный программист.

Но как нередко случается, в компанию попадает несколько действительно профессиональных разработчиков. У которых за плечами большой стаж, опыт работы в десятках проектов, разных командах и в разных условиях. Эти люди знают, что такое качество продукта, зачем нужно создавать грамотную архитектуру, как важна документация проекта, и зачем нужно код писать не спеша и вдумчиво. Одним словом — профессионалы!

И тут такой профессионал попадает в команду джунов, которые выросли в этой компании с нуля. Но которые считают себя синиорами, как минимум. Его начальником становится продукт менеджер, вчерашний джун программист, а руководит всем IT-проектом вчерашний менеджер, у которого сейчас только одна задача — выжимать деньги с проекта!

Наверняка вы знаете, что если подобрать с улицы дворняжку, то она будет вам предана всю свою жизнь. Вот и такие руководители проекта и продукт менеджеры будут выполнять любые приказы своего господина.

Что происходит дальше. Всем задачам ставятся сроки на вчера, основная масса задач — это латание бесконечных дыр, багов и глюков. Когда новый специалист смотрит внутрь такого проекта, ему становится плохо. Апеллировать к команде бесполезно, так как им плевать на ваш опыт, знания и умения. Они как минимум, главные помощники своего бога. Они с рождения этого проекта, это они написали этот гениальный проект, а тут какое-то чучело, которое только пришло в их молодую и динамично развивающуюся команду рассказывает им, что это все полное говно, которое не сегодня, так завтра навечно завалится.

Итак, босс ставит задачу рубить бабло с проекта, руководитель проекта придумывает изощренные методы того, как это сделать, а продукт менеджер бегает и хлещет всех кнутом, чтобы было все готово на вчера. Программисты в такой компании не хотят ничему учится, они ведь вообще без опыта и знаний создали такой крутой проект. Это у них все должны учится. Руководители вообще ничего не понимают из того, что им пытается объяснить профессионал, потом начинают просить всё в письменном виде. После чего эта документация успешно выбрасывается.

А еще позже, такой специалист начинает всех раздражать и злить. Как он смеет поучать команду молодых гениев, добившихся головокружительного успеха. А дальше два варианта, либо толковый специалист сам уходит из проекта, либо его просят покинуть дружные ряди молодых гениев, за то, что не смог оценить всю гениальность этого великого проекта.

В итоге команда состоит из тех, кто молча делает всё что ему прикажут, засунув свое мнение и профессионализм поглубже и подальше, и из тех, кто умеет отлично облизывать задницу начальства, при этом вообще ни чего не умея. К чему всё это в итоге идёт, и в финале приведёт, знают многие неглупые люди. Но такова, к сожалению, жизнь. Есть и компании, для которых профессионализм превыше всего, но на фоне всех остальных их даже и не видно.

Пара приёмов, которые используют гениальные руководители проекта, чтобы делать план по выручке в 200% ежеквартально. Все банально и просто:

  • Продажа баннеров с сайта. В невероятном количестве, доходя до безумия, когда рекламы больше, чем контента.
  • 2. Под видом супер акции собирать личные данные пользователей, которые в последствии в нарушение законодательства о неразглашении личных данных продаются третьим компаниям: банкам, страховым, таксопаркам, торговым центрам и т.д.
  • 3. Рассылка невероятного количества рекламного спама, в том числе и по СМС. Подписка своих пользователей без разрешения на чужие новости, сайты, акции и т.д.
    4. Если у проекта хороший трафик, как правило очень большой поисковый трафик, то создаются бесполезные для пользователей разделы сайта под поисковых роботов. После чего с таких страниц/разделов продаются лиды третьим компаниям.
  • 5. Предоставляется не правдивый контент о легком способе заработка: депозиты, трасты, покупка/аренда недвижимости, форекс и т.д., вынуждая пользователя совершить какое-то необдуманное действие. И многие другие подобные приёмы. У менеджеров не плохо работают мозги на придумывание все новых методов отъёма финансов у трудящегося населения.

Если кратко, то пользователи таких ресурсов превращаются в тупое быдло, на котором пытаются заработать по полной программе. Каково будущее проекта с подобными методами заработка, думаю предсказать не очень сложно. Да, падение империи случится не в один день и не в один месяц, но это случится, как и с тысячами подобных проектов, которые выбрали подобный путь своего развития.

Нужно очень тщательно для хороших специалистов подбирать место работы. Так как неплохую зарплату могут платить и в нормальных компаниях. Работа должна приносить удовлетворение. Даже хороший специалист должен развиваться, а его навыки и опыт должны быть востребованы. Ведь зарплата — это не главная цель для людей, которые хотят делать качественные вещи.

Это всего лишь небольшой, но развернутый анализ, который поясняет некоторые вещи, почему порой невозможно достучаться до некоторых людей, не смотря на то, что вы руководствуетесь логикой и здравым смыслом.