Заметка о специальностях, которым я посвятил много лет. Сценарист и нарративный дизайнер, хотя ру геймдев редко различает их. Часто не видят различий даже между сценаристом и копирайтером, ведь оба «пишут тексты». Надеюсь чуток улучшить ситуацию. Для начала определимся, кто что делает. Сценарист пишет сценарий. Так ли это? Его работа объёмнее.
Сценарист описывает лор (игровую вселенную), сеттинг (конкретные условия игры), сюжет игры (о чём история) и потом сценарий. Сценарий — это алгоритм, “программа” действий сущностей под управлением игрока и прочих, кто взаимодействует с игроком.
Можно начать с сюжета, потом описать сеттинг. Лор иногда не нужен, например если игра историческая. Но если игра про вымышленные события, без лора не обойтись. Он понадобится не только сценаристу: на описание игровой вселенной опираются художники, дизайнеры уровней, геймдизайнеры.
Со сценаристом понятно. А что делает нарративный дизайнер?
Нарративный дизайнер выбирает и использует оптимальные для игры методы нарратива, то есть подачи истории. Дизайнит саму трансляцию истории в игру и через неё — в голову игрока. Пожалуй, работу нарративного дизайнера в геймдеве можно сравнить с работой режиссёра в кино.
В идеальном мире сценарист пишет свою работу, не обращая внимания на технические ограничения. Фантазия разворачивается в целые вселенные, сюжеты идут один за другим. И сценариста не заботит размер текстур, инструменты для создания катсцен или стоимость мокапа. Он творит.
А рядом есть понимающий сценариста нарративный дизайнер. Он выбирает лучшие из доступных инструментов, успешно со всеми договаривается, и в игре появляются прекрасные диалоги, великолепные катсцены, или вовсе без них — так даже лучше! Все счастливы, и лошадки какают радугой.
В нашем мире повезёт, если найдёте в России работу игрового сценариста. Желательно не брезговать ничем: умение писать “продающие” тексты пригодится не меньше, чем творить миры. Грамотность нужна чуть ли не на уровне профессионального редактора. И прочее, вплоть до “слушай, ну когда твоя работа закончится, ты эта… уровни дизайнить умеешь?”
Конечно, всё не так плохо, но так тоже бывает. На мой взгляд, многие студии испытывают недостаток сценаристов и нарративных дизайнеров, но иногда сами этого не понимают. Это видно по нелепым ошибкам и недоработкам.
Что нужно, чтобы стать сценаристом? Фантазия, грамотная устная и письменная речь. Первое — чтобы объяснять людям свои истории, второе — чтобы их написать. Филологическое образование, журналистику советовать не могу и не буду: НИ ОДИН человек из моих знакомых, у кого такое образование, не пишет вообще ничего, кроме постов в соцсети. Возможно, это общее свойство эпохи/образования, мало кто работает по гуманитарной специальности.
Как по мне, важнее читать книги, смотреть фильмы, впитывать истории любым другим способом. И конечно, ПРИДУМЫВАТЬ И ПИСАТЬ их самому. Только это имеет значение — практика созидания. Только так появится шанс создать историю, которую получится донести до людей. Мне повезло: еще в нулевых я придумал вселенную Механоидов и сценарий одноимённых игр. Многие помнят их до сих пор, и это круто.
На мой взгляд, история — самое важное, что вообще есть в игре. И неважно, создается она самим пользователем, потребляет он готовую или то и другое складывается, но человек спустя годы будет помнить только историю. Исключения настолько редки, что только подтверждают это. Геймплей, его фишечки, которые казались важными (особенно разработчикам), быстро забудутся. Графика быстро превратится в устаревшую, в памяти сохранится лишь наиболее впечатляющие отдельные моменты. Но историю игрок, скорее всего, будет помнить целиком. А это работа сценариста. Он программирует вселенную, которая прошивается в разум игрока и остается там навсегда.