Всё чаще сталкиваюсь по работе с такой проблемой. Заказчик, который открыл фирму, хочет придумать себе логотип. Опишу на примере агентства недвижимости «Серебряный ключ». Вопрос директору, почему серебряный ключ? Ну, это яркое, запоминающееся название. Многие его запомнят, и будут обращаться к нам. Хорошо, опишите, что именно вы бы хотели, какие у вас идеи или пожелания. Ответ такой: свои идеи и пожелания я вам не скажу, чтобы вы их не передрали, а если бы я знал, что хочу, то сделал бы сам.
Дальше показывает толстенный том Дэвида Огивли и говорит, хочу, чтобы было все так, как там написано. Согласитесь, что звучит, как минимум, странно. Далее в пример приводится значок Мерседеса и поясняется, вот какой он красивый и запоминающийся, этот логотип сделал Мерседес знаменитым, хотим что-то подобное.
Пояснения по поводу того, что знак Мерседеса не отличается красотой на бумаге, и знаменитым стал только благодаря качеству автомобиля, не воспринимаются как довод и опять идет наставление, с лёгким намёком на неграмотность, чтобы прочесть Огивли.
Значит, задание такое, сделать логотип, простой, запоминающийся и красивый, по всем принципам книги Огивли, а так же это срочно, так что на завтра предоставьте 20-30 вариантов. Мрачно, но что делать. Значит, сделали 10 вариантов логотипов, все обыгрываются вокруг названия «Серебряный ключ». Внешний вид очень простой и довольно симпатичный, а тем более было сделано так, что при виде на логотип, сразу просматривается, что это агентство недвижимости. Все логотипы были даже не похожи друг на друга. Посмотрев на логотипы, сказали, что отстой полный, хотя были опрошены 20 независимых людей, и всем понравились все 10 вариантов.
У меня тогда работал профессиональный художник. Значит первый аргумент такой: если человек увидит этот логотип, то он его не запомнит, так как не сможет при созерцании его менее 5 секунд нарисовать. Второй – надо убрать намёк на агентство недвижимости, это только отягощает логотип. Третий — логотип должен быть похож на значок Мерседеса. Далее последовали очень долгие объяснения, что концепция, которую они хотят, не верна.
Дальше последовала такая фраза: передерите у кого-нибудь, полазьте по сайтам и посмотрите бренды. Я объяснил, что мы придумываем все сами и не занимаемся плагиатом, тогда мне предложили сделать в качестве логотипа многоугольную звездочку. На этом мы и распрощались. Через неделю у них появился логотип: посередине слов, написанных одной строкой, «Серебряный ключ», стоит многоугольная звезда Давида. Комментарии здесь излишни.
Теперь непосредственно о самой проблеме. Все мы хоть раз ошибались, покупая товар, к примеру, кроссовки Adidas. Через неделю они развалились, а мы не понимаем почему. Берём их в руки и начинаем рассматривать, а там написано Adidos. Обидно, правда. И таких примеров тысячи. В чем же дело? А проблема в том, что заведомо недобросовестные фирмы, выпуская низкокачественный товар, регистрируют своё название такое же, как известные бренды, меняя только одну букву.
А как показывает опыт, многие люди уже не читают брендовые названия, а воспринимают их зрительно. Бросили взгляд, о Adidas, купили, а это Adidos. В основном такими подделками занимаются страны Азии и соответственно дают себе нужные им названия.
Но есть и вторая сторона медали. Это когда, в основном в нашей стране, фирма, которая хочет производить качественные товары или услуги, и действительно продвинуться на этом рынке, берёт название очень похожее на уже раскрученного конкурента. Это роковая ошибка для этой фирмы! Давайте посмотрим почему. Допустим в первый год, люди ошибившись пришли за товаром в эту новую фирму. Фирма стала расти и расширяться, приобрела популярность и, естественно, стала давать рекламу, привлекая новых клиентов.
И что же происходит, что за счёт этой окрепшей фирмы будут выезжать их конкуренты, похожее название которых они себе взяли. Так же многие ошибившиеся клиенты пошли к конкурентам. И так за счет своей рекламы фирма делает еще и PR конкурентам. Грустно, но уже никуда не деться. В данном случае — это очень дорогая цена ошибки.
Теперь поговорим по поводу полиграфической рекламы. Существует очень распространённое и ошибочное мнение, что если кто-то даёт рекламу, а тем более если она висит по всему городу, то она притягивает множество клиентов и является очень эффективной. Хочу вас разочаровать. Эта навязчивая реклама может не только не привлекать, но и раздражать и отталкивать клиента. Но об этом рекламодатели почему-то не думают. Ключевая фраза звучит, хочу как у всех. Мол, это уже было и значит работает.
А как простым потребителям, которые изо дня в день видят одно и то же, но с разным названием? Но мнение потребителя почему-то никого не интересует. Ведь рекламодатель прочитал какую-нибудь «умную книгу», да ещё написанную иностранным писателем, что народ всё съест, что не дай, главное преподнести «позаковыристей». Рекламодатель, находясь в эйфории от ожидаемой прибыли, не хочет особо себя перенапрягать такими пустяками, как идеологическая логика и привлекательность рекламы для простого человека, который смотрит на неё каждый день, и наверняка уже ненавидит.
Но не получив ожидаемого результата, рекламодатель уходит в депрессию и разочаровывается в рекламе. А самое главное не то, где будет размещаться реклама и насколько времени, а что именно вы нарисуете. Какие ассоциации и желания это вызовет у клиента. Улыбнётся он или не сможет оторвать взгляд, любуясь рекламой, или же скривится и отвернётся. Вот в чем главная задача.
Но, к сожалению, в нашей стране, где привыкли всё копировать, передирать с Запада и не думают, зачем вообще нужна реклама, принцип угодить именно клиенту не имеет места. Вот это и есть трагедия нашего рекламного века.
P.S. Лучше не давать рекламу вообще, чем раздражать безвкусной рекламой потребителя. Ведь не рекламодатель определяет, насколько хороша реклама, а именно потребитель. И если мы научимся слушать, то, надеюсь, и научимся делать.